Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Орфография. Пунктуация - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: обобщить знания об орфографии и пунктуации; совершенствовать умения правильно писать слова с изученными орфограммами, определять их вид, расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; уметь работать в группе.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать значение изучения правописания; владеть орфографическими и пунктуационными навыками, навыками работы в группе.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Чтение и анализ изложений
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 260 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Упр. 264 — чтение текста, объяснение постановки знаков препинания.
3. Выступления групп по заданиям упр. 265.
IV. Закрепление изученного материала
1. Актуализация знаний
(Представление индивидуальных систем повторения орфографии и пунктуации (по заданию повышенной трудности, с. 178).)
2. Выполнение практических заданий
— Запишите предложения на слух, объясните орфограммы и знаки препинания, составьте схемы.
1) Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
2) Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких.
3) Ученье - вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
— Определите, из какого произведения взяты цитаты и каким героям принадлежат эти реплики. (Реплики принадлежат героям комедии А. Грибоедова “Горе от ума”: 1) Скалозубу; 2) Софье; 3) Фамусову.)
Схемы предложений
1) [..., (чтоб ...), ...]; [ ]: [ ].
2) [ ]: [ ], [ ] и [ ].
3) [ ], [ ], (что ..., (чем ...), ...).
3. Работа по учебнику
1. Упр. 261 — комментированное письмо.
2. Упр. 262 — устный разбор, выборочное выполнение (наиболее трудных примеров).
3. Упр. 263 — самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
4. Упр. 267 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, выборочное выполнение.
5. Упр. 266 — самостоятельная подготовка к диктанту, обсуждение вопросов; написание под диктовку, творческая работа.
V. Подведение итогов урока
— Что включается в понятие “правописание”?
— Почему важно соблюдать правила орфографии и пунктуации?
Домашнее задание
1. § 47.
2. Упр. 268, 270 (устно), 271.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка Домашнего задания
1. Упр. 268 — обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 270 — устные рассказы о будущей профессии.
3. Упр. 271 — чтение и обсуждение примеров заполнения таблицы.
III. Закрепление изученного материала
1. Выполнение практического задания
— Объясните постановку знаков препинания, сделайте устный синтаксический разбор предложений.
1) Свежо предание, а верится с трудом. (А. Грибоедов)
2) Как платья, волосы, так и умы коротки. (А. Грибоедов)
3) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает. (Г. Гейне)
4) В предстоявшем деле следовало быть мудрым, яко змий, и кротким, как голубь. (Г. Успенский)
5) Я усталым таким ещё не был.
В эту серую морось и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутёвая жизнь.
С. Есенин
Комментарии
Можно дать эти предложения в качестве индивидуальных заданий. Отметить роль союзов, функции знаков препинания: отделительные (здесь — точки); разделительные (здесь — запятые в 1-м, 2-м предложениях, запятая и тире в 3-м предложении); выделительные (здесь — запятые, выделяющие сравнительные обороты, в 4-м предложении). Обратить внимание на внешнюю схожесть 2-го и 4-го предложений: 4-е предложение — простое, осложнено двумя сравнительными оборотами; 2-е — сложное с придаточным сравнительным: [Как ...], (так и ...), в придаточном опущено сказуемое (неполное предложение). Отметить ряды однородных членов во 2, 3, 4 и 5-м предложениях.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 272 — устное обсуждение вопросов и заданий, выборочное выполнение (наиболее трудных примеров).
2. Упр. 273, 274 — выполнение по двум вариантам с последующим обсуждением.
3. Упр. 275 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.
4. Упр. 278 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
5. Упр. 279 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
6. Перечитать приложение “Виды орфограмм, изученных в 5—7 классах” (с. 189—196); выбрать наиболее сложные, с точки зрения каждого; прокомментировать.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Что вам даётся труднее — орфография или пунктуация?
— Что вам помогает запомнить правила орфографии и пунктуации?
Домашнее задание
1. Подготовка к контрольной работе.
2. Упр. 276, 277 (по выбору учеников).