Фонетика и графика - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Фонетика и графика - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: актуализировать и систематизировать знания по фонетике; развивать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать навыки работы в группе.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать основные законы фонетики русского языка; уметь применять знания о законах фонетики на практике; владеть орфоэпическими навыками, навыками устной и письменной речи, навыками работы в группе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

Дополнительное задание

— Укажите средства выразительности, встретившиеся в диктанте.

III. Проверка домашнего задания

1. Обсуждение контрольных вопросов (с. 158).

2. Упр. 227 — проверка правильности заполнения таблицы.

3. Выступления с докладами и их обсуждение.

IV. Закрепление изученного материала

1. Вопросы на повторение теории

— Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

— Назовите самую малую единицу языка. (Звук.)

— На какие группы делятся звуки речи?

(Можно вывести на интерактивную доску схему, отражающую особенности гласных и согласных звуков, различия гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, глухих и звонких.)

— В чём различие между звуками и буквами? (Буквы — это знаки, графически изображающие звуки, подобно тому как цифры — это знаки, с помощью которых изображаются числа.)

— Сколько звуков в русском языке?

Комментарии

Вопрос некорректный: количество звуков подсчитать невозможно, мы имеем дело с основными звуками, обладающими общими чертами. На самом деле живые звуки имеют множество оттенков, вариантов: не случайно мы узнаём человека по голосу, по только ему присущим особенностям произношения.

— Сколько букв в русском алфавите? (33.)

— В чём особенность букв е, ё, ю, я! Приведите примеры, когда эти буквы обозначают один звук, два звука.

— Каковы функции букв ъ и ь? Приведите примеры.

2. Работа по учебнику

(Чтение теоретических сведений (с. 159), составление схемы “Звуки речи” (по заданию повышенной трудности, с. 159).)

3. Выполнение практических заданий

(В сильных классах задания готовят ученики.)

— Сделайте фонетический разбор слов счастье, дождь, чувство, сберечь.

Комментарии

Отметим, что слово дождь имеет два варианта произношения: на конце может быть [шт’] и [щ’]. Напомним, что в русском языке последующий согласный звук влияет на предыдущий, уподобляет его себе. Поэтому, например, звук [ч’] в слове счастье смягчает предыдущий [с], уподобление приводит к тому, что мы слышим начальный [щ’]. А в слове дождь конечный согласный в слабой позиции оглушает предыдущий звук. В слове сберечь звонкий [б] делает первый звук себе подобным, тоже звонким: мы слышим начальный [з]. Функция ь в этом слове заключается не в смягчении и без того всегда мягкого [ч’], а в исполнении традиционной роли опознавательного знака инфинитива.

При подсчёте количества звуков и букв следует учитывать также двойную роль е, ё, ю, я, вспомогательную функцию ъ и ь, позиции, при которых согласные звуки не произносятся.

Подчеркнём, как важно слушать звучание слова, уметь отключаться от графического облика слова.

— Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов: лёд, торг, лес, лещ, куль.

Комментарии

Учитывая, что для выполнения задания важен звуковой облик слов, сделаем предварительный фонетический разбор, а затем произнесём звуки в обратном порядке. В результате получатся слова толь, крот, сель, щель, люк.

— Сколько звуков [с] и сколько [з] в предложении Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу?

Комментарии

В предложении четыре звука [с] в словах резкий, словно, железкой, по стеклу и три звука [з] в словах раздался, звук, сделанный. В слове позже нет этих звуков: [ж] уподобляет себе предыдущий звук и произносится как удвоенный [ж]. В последнем слоге слова раздался слышим мягкий звук [с’].

4. Работа по учебнику

1. Упр. 228 — чтение, обсуждение заданий.

2. Упр. 229 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

5. Тест по теме урока

(См. КИМы, тест 1.)

V. Подведение итогов урока

— Как связаны фонетика и орфография?

Домашнее задание

1. § 41, 42.

2. Упр. 230.






Для любых предложений по сайту: [email protected]