Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Развитие речи. Стили речи - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Цели: научить различать стили речи, употреблять лексику, характерную для каждого стиля; развивать речь учащихся; воспитывать культуру речи; развивать навыки работы в группах.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать основные стили речи, характерные для них языковые средства; уметь соотносить стили речи и жанры, в которых они реализуются; уметь работать в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Упр. 14 — рассуждения и их обсуждение.)
2. Объяснительный словарный диктант
Сдача, нянчить, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, лестница, фотосъёмка, вечный, невтерпёж, исподлобья, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, мощность, мужчина, женщина, вскрикнуть, взлететь, сжечь, просьба.
(Дополнительное задание — подчеркнуть слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 13).
2. Заполнение схемы “Стили литературного языка” (упр. 16).
3. Чтение теоретических сведений (с. 13—14).
4. Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений (с. 15, 17).
Комментарии
Основные черты стилей
1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2) Научный — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщённость, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
3) Официально-деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.
4) Художественный — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).
Основные жанры стилей
1) Разговорный — беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.
2) Научный — монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.
3) Официально-деловой — устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.
4) Художественный — эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Работа в группах — упр. 17, 18, 19, 20, 21 готовят группы, а затем выполнение обсуждается в классе.
2. Упр. 23 — письменно.
3. Упр. 24 — чтение и обсуждение задания.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 17).
— Составьте с ними предложения.
3. Работа по учебнику
(Упр. 26, 27 — письменное выполнение с последующим обсуждением.)
V. Подведение итогов урока
— Назовите стили речи.
— Что характерно для каждого из стилей речи?
— Расскажите о взаимодействии стилей речи.
— Что такое жаргонизмы? В каких случаях уместно их употребление?
Домашнее задание
Упр. 22.