Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение темы «Бессоюзные сложные предложения» - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения; повторить и закрепить знания о бессоюзных сложных предложениях; развивать пунктуационные навыки, орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями бессоюзного предложения; владеть навыками устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзного предложения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 202 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Беседа по контрольным вопросам и заданиям (с. 140—141).
III. Работа по теме урока
(Чтение теоретического материала (порядок синтаксического и пунктуационного разбора, образцы разбора): § 36, с. 138—139.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 204 — чтение, обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 205 — комментированное письмо.
3. Упр. 206 — обсуждение вопросов и заданий, выборочное письменное выполнение.
4. Упр. 207 — самостоятельная работа по трём вариантам (по три предложения каждому варианту) с последующим обсуждением.
2. Выполнение заданий
— Запишите предложения под диктовку.
— Объясните орфограммы и знаки препинания.
— Составьте схемы предложений на доске и в тетрадях.
— Укажите средства выразительности в предложениях.
1) В глухой подземной пещере царствует полное безмолвие: ни ветерка, ни шороха... Только один звук нарушает зловещую тишину: одна за другой падают и рассыпаются при ударе о камень капли воды. 2) Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)
V. Подведение итогов урока
— Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном? (Интонация.)
— Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзных сложных предложений? В каких случаях?
— Каков порядок синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзных сложных предложений?
Домашнее задание
1. § 31—36.
2. Упр. 208.