Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях - БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП); познакомить с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них; сопоставить БСП с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями; формировать умение правильно ставить необходимые знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение сочинений по заданию упр. 184.)
III. Анализ контрольной работы
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 31, 32, с. 123, 124—127).)
2. Слово учителя
Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация же на письме обозначается разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Конечно, знаки не могут соответствовать интонационному богатству живой речи, но они помогают понять общий смысл фразы.
Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны, поэтому схематично их можно изобразить квадратными скобками. Однако на самом деле части бессоюзных сложных предложений неравноправны по смыслу. Уловив логическую связь между ними, почувствовав верную интонацию, нетрудно справиться со знаками препинания.
Представим все возможные варианты постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) в виде таблицы, а затем подробнее остановимся на конкретных вопросах и примерах.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Схема предложения |
Чем заменить знак в БСП |
Примеры |
[ ], [ ]. Перечисление фактов |
и |
Луна сияла, июльская ночь была тиха. (А. Пушкин) |
[...]; [...], [...]. Перечисление фактов |
и |
Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. (А. Пушкин) |
[ ]: [причина]. |
потому что |
Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. |
[ ]: [пояснение]. |
а именно |
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. |
[ ]: [дополнение]. |
что |
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) |
[ ] - [ ]. Противопоставление |
а |
Лето припасает — зима поедает. (Пословица) |
[Время] - [ ]. |
когда (в начале предложения) |
Кончил дело — гуляй смело. (Пословица) |
[Условие] - [ ]. |
если (в начале предложения) |
Посеешь ветер — пожнёшь бурю. (Пословица) |
[ ] - [вывод, следствие]. |
так что |
Дети стали большими — им надо серьёзно учиться. (Л. Толстой) |
[ ] - [ ]. Быстрая смена событий |
Раздался выстрел — зверь упал. |
|
[ ] — [сравнение]. |
как, словно, будто |
Скажет слово — соловей запоёт. (Поговорка) |
Примечание
Некоторые значения бессоюзных сложных предложений могут совпадать (например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий). Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования: Село опустело, молодёжь разъехалась (перечисление); Село опустело: молодёжь разъехалась (причина).
— Прочитайте предложения, записанные в таблице, соблюдая правильную интонацию.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
(Упр. 185—190 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий (устно).)
2. Словарная работа
— Запишите в орфоэпический словарик слова из рамки (с. 124).
— Составьте с ними словосочетания.
VI. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются бессоюзными сложными?
— Какова роль интонации в бессоюзных сложных предложениях?
— Каковы особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления? со значением сопоставления? со значением причины, пояснения?
— Что такое контекст и каково его значение?
Домашнее задание
1. § 31, 32.
2. Придумать или выписать из книг по одному предложению на каждый случай постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
3. Работа над ошибками контрольной работы.