Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Цели: дать понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; формировать умение определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение; составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; развивать умение правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать СПП с несколькими придаточными; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение сочинений.)
III. Анализ контрольной работы
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 28, с. 105—107, 109).)
— Какие предложения называются многочленными?
— Какие виды подчинительной связи бывают в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными? (Соподчинение, последовательное подчинение.)
— Каким бывает соподчинение? (Однородным и неоднородным.)
— Какое подчинение называется последовательным? (Такое, при котором придаточные предложения зависят одно от другого.)
2. Анализ предложений
Проанализируем сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, записанные на доске.
1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
Все три придаточных (изъяснительных) относятся к главному предложению, они аналогичны однородным дополнениям, отвечают на один и тот же вопрос: помню (что?).
Такое соподчинение называется однородным (сравним с однородными членами предложения).
2) Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.
Оба придаточных относятся к главному предложению, стоящему между ними, отвечают на разные вопросы, относятся к разным членам главного предложения: нагнулся (когда?) — придаточное времени; к ручью (какому?) — придаточное определительное. Придаточные не связаны друг с другом, независимы, неоднородны.
Такое соподчинение называется неоднородным. В некоторых учебниках оно называется параллельным.
Заметим, что при таком соподчинении придаточные могут относиться как к разным членам главного предложения, так и к одному (см. далее).
3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
Первое придаточное (времени) относится к главному предложению: было темно (когда?), а второе (цели) — к первому придаточному: добрались до лагеря (с какой целью?).
Выстраивается определённая последовательность, цепочка. Такое подчинение называется последовательным.
3. Составление схем
(Ученики самостоятельно создают схемы только что разобранных сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, а затем один из учащихся записывает схемы на доске.)
Схемы
1) [ ], (как...), (как...), (как...).
2) (Когда ...), [ ], (... которого ...).
3) [ ], (1 когда ...), (2 чтобы ...).
(Цифрой 1 обозначено придаточное первой степени, цифрой 2 — второй.)
Комментарии
При последовательном подчинении придаточное, которое относится к главному предложению, называется придаточным первой степени. Придаточное, которое относится к первому придаточному, называется придаточным второй степени. В принципе, число степеней придаточных не ограничено.
Как пример можно привести перевод английской народной песенки — всем с детства известное стихотворение С. Я. Маршака, которое начинается сложноподчинённым предложением с одним придаточным: Вот дом, который построил Джек, — а заканчивается сложноподчинённым предложением с восемью придаточными, то есть последнее из них — восьмой степени:
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Разумеется, бывают случаи более сложных комбинаций придаточных.
4. Анализ предложений
Сопоставим два предложения.
1) Бывает, что, если не повезло с утра, не везёт весь день.
[ ], (что, (если ...),...). Придаточное первой степени — не везёт весь день, второй степени — не повезло с утра. Придаточное второй степени можно мысленно исключить из предложения:Бывает, что не везёт весь день.
2) Бывает, что если не повезло с утра, то не везёт весь день.
[ ], (что (если ...), то ...). В предложении появилось слово то, “отменившее” запятую на стыке двух союзов. Попробуем на этот раз мысленно исключить из предложения придаточное второй степени: Бывает, что то не везёт весь день. Мы видим, что исключение придаточного привело к абсурду.
Прислушаемся к интонации: в первом примере на стыке двух союзов небольшая пауза, во втором примере союзы произносятся слитно.
Аналогичная картина наблюдается, если заменить слово то словом так: в данном случае они синонимичны.
Итак, когда в сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением придаточных подчинительные союзы (что и если, что и когда, так что и хотя) оказываются рядом, надо обратить внимание на следующее предложение: если оно начинается со слов то, тем или так, запятая на стыке подчинительных союзов не ставится. Доверимся также своей речи: произношение подскажет, нужна ли запятая.
Рассмотрим несколько примеров.
1) Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.
[ ], (что, (если ...), ...). То отсутствует — запятая ставится.
2) Я возражал ей, что если для неё и нет опасности, то она велика для меня. (А.-Ф. Прево)
[ ], (что (если ...), то ...). В предложении далее следует то —
запятая не ставится.
3) Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.
[ ], (что, (когда ...), ...). То отсутствует — запятая ставится.
4) Мне стало ясно, что когда я выйду из себя, то сдержаться не смогу.
[ ], (что (когда...), то ...). В предложении далее следует то — запятая не ставится.
Если при однородном подчинении используются сочинительные союзы, знаки препинания ставятся так же, как при однородных членах предложения:
Он был рад, что весело провёл время и что все довольны.
[ ], (что ...) и (что ...).
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 167 — комментированное письмо, составление схем на доске и в тетрадях.
2. Упр. 168 — устно.
3. Упр. 169 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
VI. Подведение итогов урока
— Какие сложноподчинённые предложения называются многочленными?
— Назовите виды подчинительной связи. (Соподчинение, последовательное подчинение.)
— Что такое однородное и неоднородное соподчинение?
Домашнее задание
1. § 28.
2. Упр. 170.
3. Работа над ошибками контрольной работы.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
— Замените словосочетание кольцо из серебра, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 170 — чтение, пояснение постановки знаков препинания, составление схемы на доске.)
III. Закрепление изученного материала
1. Анализ предложений
— Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения.
1) Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу. (В. Балязин)
(Примерный ответ. [ ], (что ... потому), (что ...). Подчинение последовательное. Придаточное первой степени изъяснительное, придаточное второй степени — причины. Логическое ударение падает на указательное слово потому, следовательно, запятая ставится после него.)
2) Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. (М. Лермонтов)
(Примерный ответ. (Когда ...) и ( ), [то ...], (что ...). Подчинение неоднородное и однородное. Первые два придаточных — времени, однородные, соединены сочинительным союзом и, поэтому запятой не разделяются; второй союз когда опущен. Третье придаточное — изъяснительное.)
Дополнительные задания ко 2-му предложению
— Найдите слова с омонимичными корнями. (Горный, горящую.)
— Найдите приставки с чередованием согласных. (Бесполезно, безрассудно.)
3) Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. (Е. Осетров)
(Примерный ответ. [ ], (когда ...), (когда ...) и ( ). Соподчинение однородное. Придаточные времени, в третьем придаточном союз когда опущен.)
4) Многим покажется странным, что ешё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
(Примерный ответ. [ ], (что ...), (если ...), (где ...). Подчинение последовательное. Придаточное первой степени — изъяснительное, придаточное второй степени — условное, третьей степени — определительное.)
2. Работа по учебнику
1. Упр. 171 — выразительное чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.
2. Упр. 172 — выразительное чтение, письменное выполнение 1-го абзаца.
3. Упр. 173 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.
4. Упр. 174 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.
3. Тест по теме урока
(См.: КИМы, тест 12.)
IV. Подведение итогов урока
— Расскажите о знаках препинания в сложноподчинённых предложениях на стыке двух союзов.
— Что общего в постановке знаков препинания при однородных членах и при однородном подчинении придаточных?
Домашнее задание
1. § 28.
2. Упр. 175.