Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными - ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цели: дать понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными; формировать умения определять значение придаточных, определять средства связи, место придаточного предложения по отношению к главному; различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами; совершенствовать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные образа действия, меры и степени и сравнительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— Замените разговорное слово пацан стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 154 — чтение и обсуждение составленных предложений.)

III. Работа по теме урока

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 27, с. 99—100, 101, 102).)

1. Слово учителя

Иногда придаточные имеют больше одного значения. Определим значение придаточных в предложениях и обоснуем свои выводы:

1) Стая ласточек так мелькала у воды, как будто сеть раскинули над прудом.

Значения образа действия, сравнения. Мелькала (как? каким образом? в сравнении с чем?). Указательное слово так подсказывает значение образа действия, степени, а союз как будто — значение сравнения.

2) И столько грусти и тоски было в эту минуту в его (Шаляпина) голосе, так печально звучала “Элегия”, что слёзы сами собой навёртывались на глаза.

Грусти и тоски (сколько? в какой степени?), печально (насколько? что явилось следствием этого?). Два главных предложения с разными указательными словами имеют одно придаточное со значением меры и степени (указательные слова столько, так) и следствия.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с таблицей

— Заполните графы таблицы “Виды придаточных предложений”, относящиеся к придаточным образа действия, меры и степени и сравнительным; запишите примеры.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 156 — комментированное письмо.

2. Упр. 157 — работа по трём вариантам с последующим обсуждением.

3. Упр. 158 — самостоятельная работа, обсуждение домашнего задания (упр. 159).

4. Упр. 160 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.

V. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? (Как? Каким образом?)

— На какие вопросы отвечают придаточные меры и степени? (Как? В какой степени? Сколько? Насколько?)

— Как различить однозначные и многозначные придаточные меры и степени; образа действия? (Прежде всего — по смыслу. Кроме того, однозначные присоединяются при помощи союзных словкак, сколько, насколько; многозначные — при помощи союзов что, чтобы, как будто, точно, словно и т. п.)

— В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени, имеющие добавочное значение сравнения? (В художественном стиле для создания ярких образов.)

Домашнее задание

1. § 27.

2. Упр. 159.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 159 — чтение и обсуждение сообщений.)

III. Закрепление изученного материала

1. Анализ предложений

— Определите значение и особенности придаточных сравнительных предложений.

1) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве. (И. Тургенев)

[ ], (как...). (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

2) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (А. Чехов)

(Чем ...), [тем ...]. (Как? В сравнении с чем?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

3) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин)

(Как...), [так...]. (Как? В сравнении с чем?) Придаточное относится к сочетанию с указательным словом так, имеет значения образа действия и сравнения.

4) Оживлённое гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах мёда привлекает пчёл. (В. Солоухин)

[ ], (подобному тому как ...). (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

5) Что ты тих, как день ненастный? (А. Пушкин)

[ ]. Предложение простое, со сравнительным оборотом.

Выводы

• Придаточные сравнительные могут присоединяться к главному предложению при помощи как одиночных союзов, так и составных, иметь в главном предложении указательные слова, принимать дополнительные значения образа действия.

• В отличие от сравнительного оборота, при общем с ним значении сравнения придаточное сравнительное является предложением.

• Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными характерны для художественного стиля речи.

*6) Захаров стрелял и промахнулся, чему в душе я порадовался. (В. Арсеньев)

[ ], (чему ...). (Что можно к этому добавить?) Придаточное содержит дополнительные сведения по поводу того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное присоединительное.

*7) Была морозная ночь, что нам было кстати.

[ ], (что ...). (Что можно к этому добавить?) Придаточное присоединительное.

*Выводы

• Придаточные присоединительные содержат дополнительные сведения по поводу того, о чём говорится в главном предложении.

• Они обычно относятся ко всему главному предложению в целом (иногда к одному из однородных сказуемых, причастному или деепричастному обороту) и помещаются после него или после оборота, к которому относятся.

• Придаточные присоединительные связываются с главным предложением с помощью союзных слов что, почему, отчего, зачем, как и др.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 161 — комментированное письмо, обсуждение вопроса.

2. Упр. 162 — самостоятельная работа, обсуждение вопроса.

3. Упр. 163 — выразительное чтение, письменное выполнение.

4. Упр. 164 — подготовленный диктант с последующей взаимопроверкой.

IV. Подведение итогов урока

— Как отличить придаточные сравнительные от сравнительных оборотов?

— Какие общие средства прикрепления к главному предложению имеют придаточные сравнения, меры и степени, образа действия? (Союзы как, будто, точно, словно.)

Домашнее задание

1. § 27.

2. Упр. 165, 166 (устно, подготовка к сочинению).






Для любых предложений по сайту: [email protected]