Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Интонация сложного предложения - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: развивать навыки и умения соблюдать правильную интонацию в сложных предложениях.
Планируемые результаты: владеть навыками выразительного чтения; понимать значение интонации в сложном предложении; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка
— Сделайте синтаксический разбор предложения, укажите функции знаков препинания, определите художественные средства создания образа в поэтическом фрагменте.
Протрубили журавли, пролетели, прокричали про снега, про метели. (Ю. Левитанский)
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 55 — обсуждение вопросов и заданий, выполнение схем предложений на доске.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 32—33).
2. Упр. 56 — отработка правильной интонации (устно).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 57 — отработка правильной интонации, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение на доске и в тетрадях.
2. Упр. 58 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение с последующим обсуждением; определение функции знаков препинания.
2. Выполнение задания
— Подумайте, как изменится смысл предложения из произведения Н. А. Некрасова, если опустить первую запятую? Как изменится при этом интонация предложения?
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.
(Изменится время действия.)
— Определите функции знаков препинания.
3. Подготовка к сочинению
(Обсуждение задания упр. 59.)
V. Подведение итогов урока
— Как различаются по интонации простые и сложные предложения?
— Какую роль играет интонация в разных видах сложных предложений?
Домашнее задание
1. § 10.
2. Упр. 59.