СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ - Урок 2 - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ - Урок 2 - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

I. Орфографическая работа.

По-разному располагается; давным-давно воплощены в жизнь; по-прежнему поглощен чтением фантастики; по-новому осветить проблему; по-своему обнажающий пороки.


II. Проверка домашнего задания.


III. Закрепление материала.

Говоря о сфере употребления сложных предложений с различными видами связи, учитель еще раз обращает внимание на то, что они выражают сложные мысли; использование их в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

Сложный синтаксис — одна из отличительных черт прозы талантливого писателя-прозаика Владимира Набокова. «Все, что у меня есть,— это мой стиль»,— утверждал он. У набоковской прозы учатся не только прекрасному русскому языку, но и человеческому благородству, стойкости, служению культуре. С его творчеством вы познакомитесь позже, а сегодня понаблюдаем за тем, как использует писатель сложные предложения с различными видами связи.

1) День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато-оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.

2) Правая сторона переулка была в тени, по левой в жарком сиянии дрожал вдоль панели узкий ручей; девочка, черноволосая, беззубая, в смуглых веснушках, ловила звонким ведром сверкающую струю; и ручей, и солнце, и фиолетовая тень — все текло, скользило вниз, к морю; еще шаг — и там, в глубине, между стен, вырастал его плотный сапфировый блеск.

3) От гула воды в ущелье человек обалдевал; каким-то электрическим волнением наполнялась грудь и голова; вода мчалась со страшной силой, гладкая, однако, как раскаленный свинец, но вдруг чудовищно надувалась, достигнув порога, громоздя разноцветные волны, с бешеным ревом падая через блестящие лбы камней, и с трех саженей высоты, из-под радуг рухнув во мрак, бежала дальше, уже по-другому: клокоча, вся сизая и снежная от пыли, и так ударялась то в одну, то в другую сторону <...> каньона, что казалось, не выдержит гудящая крепь горы, по скатам которой между тем в блаженной тишине цвели ирисы...

Перед вами тексты, взятые из трех разных произведений В. Набокова, тем не менее их многое объединяет. Что? Какие средства выразительности (лексические, грамматические) использует писатель?

Вопросы к третьему тексту.

1. Какова стилистическая окраска слова обалдевал? Подберите к нему стилистически нейтральные синонимы.

2. Определите тип речи.

Как вы думаете, почему в тексте использованы сложные синтаксические конструкции?

Определите вид глаголов и деепричастий. Случайно ли почти все они несовершенного вида? Что это подчеркивает? (Повторяемость, многократность действия, движения: мчалась, наполнялась, надувалась, громоздя, падая, клокоча и пр.)

3. Приведите пример, когда слово однако не является вводным.

На материале текстов можно провести разные виды разбора.


Домашнее задание: упр. 251; работа со словами из рамочки (с. 112).






Для любых предложений по сайту: [email protected]