Уроки Русского языка в 9 классе
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ. КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ
Сочинение по картине (упр. 19)
I. Работа у доски по карточкам.
Карточка 1
Вставьте пропущенные буквы; определите, какой частью речи являются слова с пропущенными буквами.
Вспоминал об этом (в)последстви..; пр..бывать в течени.. года; много читал в продолжени.. лета; новые герои введены в продолжени.. фильма; в продолжени.. книги приведены новые факты.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Об..ятельный человек, пр..быть (во)время, участвовать в соревновани.., об..жать поэзию, чувствовать гореч.., бл..госл..вить на добрые дела, сильное раздр..жение, достижения науки, заб..влять малыша, обл..чать пороки, щ..дить бли..ких, декл..рац..я прав человека.
(Данные карточки могут быть использованы в качестве индивидуальных заданий и на последующих уроках; слабым учащимся карточки могут быть даны и для выполнения на дом.)
II. Проверка домашнего задания.
III. Запись в тетрадях с выделением грамматических основ, объяснением постановки знаков препинания.
1) Словарь народа — это и мышление народа, и его история, и, естественно, его быт и труд, ибо мысль неотрывна от слова. Слово человеческое все в мире объясняет, объемлет, отражает. Слово — великий зодчий всей культуры, всей цивилизации.
(По А. Югову.)
— Для какого стиля речи характерно употребление слов зодчий, объемлет? Подберите к ним синонимы.
— Замените (устно) слово естественно близким по смыслу вводным словом.
2) Мировоззрение — система взглядов на природу и общество.
(Мир (вселенная, жизнь); соединительная гласная о и существительное воззрение — взгляд, где воз- — приставка, -зр- — корень, -ени- — суффикс.)
Учащиеся записывают в ученический словарь слово мировоззрение; составляют с ним (устно) 2—3 словосочетания или предложения. Приводят примеры однокоренных слов, вспоминают афоризм с глаголом зри (зри в корень); отвечают на вопрос, что он обозначает.
— Назовите третью букву и третий звук слова объясняет. (Буква ъ, звук [j’].) Назовите постоянные признаки этого звука. (Согласный, звонкий, мягкий.)
3) Основная роль согласных звуков — выражать смысл слова, а гласных — придавать ему звучность. (М. Успенский.)
— Найдите в записанных предложениях слова с орфограммой в приставке, объясните их выбор (слова с неизменяемыми приставками от-, об-; с приставками на -з, -с, при-). Приведите примеры слов с орфограммами в приставках.
IV. Объяснительный диктант.
Пушкин, сосланный в Михайловское, как всегда, много читает. «Книг, ради бога, книг!» — просит он в письме к брату. В списках заказанных им книг русские и зарубежные поэты: Байрон и Шиллер, Вальтер Скотт и Крылов, Шекспир и Державин. Читает Пушкин, конечно, и Ломоносова, и Карамзина, и Руссо. Из книг, прочитанных им в Михайловском, составилась делая библиотека, и впоследствии ее вывозили в ящиках на 12 подводах. Пушкин шутил, что здесь он перечитал 12 телег книг.
Пребывание в Михайловском, безусловно, оказалось плодотворным для Пушкина-поэта. Главы «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов», поэма «Цыганы», несколько десятков лирических стихотворений — таков далеко не полный список созданного им в течение двух лет ссылки.
Домашнее задание: упр. 10, 28; повторить слова из «Словаря трудных слов», записанные в VIII классе (слова из рамочек учебника).
Вместо диктанта можно выполнить ряд упражнений (по выбору учителя) из «Рабочей тетради...» (9 кл.) — см. раздел «Повторение ранее изученного. Пунктуация». (Тире между главными членами предложения, в неполном предложении, при распространенном приложении.— Ч. 3.— С. 3—14.)