Уроки Русского языка в 9 классе
ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - Урок 3 - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Систематизация сведений о правописании глаголов и его форм проводится следующим образом: повторяются правила и способы действия по их применению; на доске и в разделе ученического словаря «Таблицы обобщающего характера» вычерчиваются схемы; примеры записываются в тетради; объясняется выбор орфограмм (если учитель использует в работе книгу для учащихся «Все предметы школьной программы в схемах и таблицах» (Богданова Г. А., Кириченко Г. И. Русский язык.— М., 1998), то повторение можно проводить по этой книге).
Правописание глаголов
После шипящих на конце глаголов пишется ъ
Личные окончания глаголов I и II спряжения
Глаголы I и II спряжения
Все остальные глаголы относятся к I спряжению
(писать, бороться, плясать и пр.)
Запомните: глаголы на -ять: сеять, веять, реять, таять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, блеять и др.— относятся к I спряжению.
Повторяется порядок действий при выборе написания безударных личных окончаний глагола:
Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, необходимо:
поставить глагол в начальную (неопределенную) форму;
выяснить, оканчивается ли он на -ить и является ли глаголом-исключением;
определить спряжение глагола;
вспомнить личные окончания глагола в этой форме.
Например: бре..шь — брить, исключение, I спр., окончание -ешь — бреешь
стро..шь — строить, глагол на -ить, II спр., окончание -ишь — строишь.
Глаголы с приставкой вы-
Приставка вы- часто перетягивает на себя ударение, делая окончание безударным. Спряжение глагола с приставкой вы- следует определять бесприставочной формой этого же глагола. Если окончание станет ударным, спряжение глагола определяется по этому окончанию, а не по неопределенной форме:
выспится — спится — II спр.
вымокнет — мокнет — мокнуть — I спр.
В глаголах пишется
Порядок действий, помогающий правильно определить написание -ться — -тся в глаголе:
— найдите слово, с которым связан глагол; задайте от него к глаголу вопрос;
— если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?), то это глагол в неопределенной форме и ь обязателен;
— если в вопросе нет мягкого знака (что делает? что сделает?), то это глагол 3-го лица, ь не пишется.
Кто умеет (что делать?) веселиться, неопр. ф. того горе (что делает?) боится. 3-е л.
-тся - -ться в безличных глаголах
Отличайте форму 3-го лица от неопределенной формы:
— Вопрос можно поставить только к неопределенной форме глагола: Чем (что делать?) сердиться, лучше (что сделать?) помириться.
К безличным глаголам 3-го лица поставить вопрос трудно: Мне хочетсянаст. вр. чаю.
Используйте прием замены глаголом прошедшего времени:
Мне хотелось пр. вр. чаю. Подобная замена глагола в неопределенной форме невозможна: — Ему хочется выпить чаю. В составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол всегда стоит в 3-м лице, а основной — в неопределенной форме.
Запомните: написание глагола в повелительном наклонении НЕ зависит от спряжения глагола! |
|||
Глагол |
Спряжение |
2-е л. ед. ч. |
2-е л. мн. ч. |
стукнуть вертеть намазать обнаружить |
I II I II |
намажь обнаружь |
намажьте обнаружьте |
Обратите внимание на употребление и написание глаголов в повелительном и изъявительном наклонении.
Повелительное наклонение Глагол обозначает побуждение к действию (просьбу, совет, приказ) — пишем и: |
Изъявительное наклонение Действие происходит в настоящем или будущем времени. Для правильного написания необходимо определить спряжение глагола. Если глагол II спряжения, то написание формы изъявительного наклонения совпадает с написанием формы повелительного наклонения |
Выбирая суффиксы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени глагола, рассуждаем так.
Ставим глагол в 1-м л. ед. ч. настоящего (или будущего) времени. Если он оканчивается на -ую (-юю), то пишем в неопределенной форме (и в прошедшем времени) суффикс -ова- (-ева-):
Если в форме настоящего (или будущего) времени суффиксы не изменяются, то они пишутся и в неопределенной форме, и в форме прошедшего времени:
Запомните написание трудных для проверки глаголов: исповедовать, затмевать, продлевать, застревать, разведывать, отведывать, выведывать.
Гласная основы неопределенной формы глагола сохраняется: |
|
в прошедшем времени глагола |
ненавидеть — ненавидел слышать — слышал таять — таял клеить — клеил |
в условном наклонении глагола |
зависеть — зависел бы построить — построил бы услышать — услышал бы почуять — почуял бы |
в действительных причастиях |
обидеть — обидевший |
прошедшего времени |
посеять — посеявший заклеить — заклеивший услышать — услышавший |
в страдательных причастиях прошедшего времени (кроме гласной и) в деепричастиях совершенного вида |
обидеть — обиженный посеять — посеянный услышать — услышанный Но: построить — построенный выкатить — выкаченный увидеть — увидев, увидевши почуять — почуяв, почуявши заклеить — заклеив, заклеивши засыпать — засыпав, засыпавши |
Суффиксы причастий настоящего времени
Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:
Действительное причастие настоящего времени:
от глагола I спр.— -ущ- (-ющ-):
колышущий (колыхать — I спр.)
веющий (веять — I спр.)
стелющий (стлать — I спр.)
от глагола II спр.— -ащ- (-ящ-):
дышащий (дышать — II спр.)
видящий (видеть — II спр.)
Страдательное причастие настоящего времени:
от глагола I спр.— -ем- (-ом ):
читаемый (читать — I спр.)
ведомый (вести — I спр.)
от глагола II спр.— им-:
зависимый (зависеть — II спр.)
едва слышимый (слышать — II спр.)
Запомните: от глагола брезжить образуется причастие брезжущий, от устаревшего глагола движити — движущий, от глагола зиждиться — причастие зиждущийся.
II. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).
1. Едете в поезде, расскажет историю, борются с вредителями, ищешь цитату, стелются по равнине, пробираешься сквозь заросли, сеют рожь, увидишь море, залаяла собака, не обидишь малыша, заклеил конверт, увидел собачонку, не терпится сказать, начинает смеркаться, чуть дремлется, командовал ротой, построил дом, докладывал командиру, учуял запах, выедете в поле, беседовали тихо-тихо.
2. Вынесите мусор! Когда вынесете, станет чище! Если расскажете подробно эту историю, возможно, мы сможем вам помочь.
Не портите газон! Если вы испортите телевизор, придется вызывать мастера. Не тревожьтесь попусту! Хотя это и трудно, но постарайтесь достичь хороших результатов. Обеспечьте порядок! Если вы выпишете журнал, мы выпишем газету.
3. Едва видимый предмет; лечащий врач; клеящий карандаш; колеблемый ветром тростник; замеченная опечатка, овеянный славой; едва слышимый шорох; слышавший разговор; бросивший взгляд; увидевший малыша; обещанная поддержка; подстреленный волк, расстрелянные патроны; испортившийся аппарат; заклеенный конверт, увенчанный лаврами; выкаченная бочка; выкачанная из бочки; занавешенные окна; развешенные товары; развешанные картины; разбросанные вещи; оклеив комнату; обсыпав мукой, увидев долину; просеяв зерно.
4. Ель располагает свои корни под зеленым стелющимся дерном, где она ищет себе пропитание. Когда ураган валит ее, корни вздымаются, раздирая зеленые мхи. Пласт земли в поперечнике становится дыбом, и изумленный брусничник некоторое время не знает, в какую сторону ему расти. Потом все успокаивается, и свежая рана леса постепенно затягивается. Возле нее заводятся семейки дружных маслят, а прореху в лесной кровле, которая возникла после падения дерева, затягивают молодые ветви соседей, что остались нетронутыми после урагана.
(По М. Семеновой и А. Константинову.)
III. Тесты по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов в глаголах и его формах».
I
1. В какой строке во всех словах пропущена буква е?
A. он колышет, ре..т, реша..т, осво..т
Б. он посе..т, чу..т, стел..т, слуша..т
B. он ката..тся, веша..т, кле..т, та..т
Г. он упуст..т, пове..т, зате..т, кол..т
2. В какой строке во всех словах пропущена буква ю?
A. они стел..т, кле..т, бре..т, та..т
Б. они стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т
B. они слуша..т, дремл..т, гоня..т, леле..т
Г. они жале..т, кол..т, пол..т, вод..т
3. В какой строке во всех словах пропущена буква я?
A. пен..щийся, раска..вшись, бор..щийся
Б. потер..нный, засе..в, стро..щий
B. раскле..в, пил..щий, стел..щийся
Г. вер..щий, вид..л, раскле..нный
4. В какой строке во всех словах пропущена буква е?
А. ненавид. .вший, рассеянный, построив
Б. увид..в, завис..л, закле..на
В. разве..в, объезд..вший, раска..лся
Г. нахмур..нный, отча..вшись, зате..л
5. В какой строке во всех словах пропущена буква и?
A. слыш..мый, выслуш..в, раска..вшись
Б. ре..вший, увид..л, завис..в
B. расстро..вшись, замет, .в, закле..л
Г. мысл..мый, построив, ненавид..л
6. В какой строке во всех словах пропущена буква я?
A. расстрелянный, дремл..щий, леле..л
Б. почу..в, пил..щий, раскле..в
B. прола..л, прома..вшись, стелющийся
Г. вид..щий, почу..л, просе..нный
II
1. В какой строке все слова пишутся с буквой я?
A. расстрелянный, дремл..щий, леле..л, хвал..щий
Б. почу..в, пил..щий, раска..лея, раскле..в
B. прола..л, прома..вшись, стелющийся, раскле..нный
Г. вид..щий, чу..л, просе..нный, зате..в
2. В какой строке все слова пишутся с буквой е?
A. ненавидевший, рассеянный, постро..в, почу..л
Б. увид..в, завис..л, постро..нный, закле..на
B. завис..мый, разве..в, объезд..вший, раска..лея
Г. нахмур..нный, отча..вшись, зате..л, застав..в
3. В какой строке все слова пишутся с буквой и?
A. слыш..мый, выслуш..в, леле..л, раска..вшись
Б. ре..вший, увид..л, завис..в, наде..вшись
B. расстро..вшись, замет..в, вид..мый, закле..л
Г. мысл..мый, постро..в, ненавид..л, зате..нный
4. В какой строке все слова пишутся с буквой а?
A. прочит..нный, леч..щий, услыш..л, замеченный
Б. значащий, обиж..нный, придум..в, выслуш..в
B. слыш..щий, дыш..щий, увенч..нный, вскоп..на
Г. потуш..нный, оседл..нный, тесто размеш..но, выслуш..в
5. В какой строке все слова пишутся с буквой я?
A. пен..щийся, раска..вшись, ма..лся, бор..щийся
Б. потер..нный, засе..в, стро..щий, прове..л
B. раскле..в, пил..щий, стел..щийся, чу..л
Г. вер..щий, вид..щий, леле..л, раскле..нный
6. В какой строке все слова пишутся с буквой е?
А. засуш..нный, завис..мый, смешанный, беспоко..вшийся
Б. завис..л, вид..мый, ла..л, раска..вшийся
В. удосто..н, увид..в, обид..л, покле..нный
Г. увид..л, изъезж..нный, управляемый, слыш..мый
Домашнее задание: упр. 349, 351, 352.
1 Материал дается выборочно в зависимости от степени усвоения данной темы учащимися.