Уроки Русского языка в 9 классе
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ «ГРИБОЕДОВСКАЯ МОСКВА» - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Данную работу целесообразно проводить после урока литературы, на котором учащиеся знакомятся с биографией А. С. Грибоедова, перед изучением комедии «Горе от ума», что поможет девятиклассникам лучше понять содержание, идею произведения.
После чтения текста коллективно составляется план, который затем записывается на доске, записываются и выделенные в тексте слова.
Возможный вариант плана.
1. Москва после ухода французов.
2. «С нами совершаются чудеса божественные...» (А. Мерзляков.)
3. «Дома новы, но предрассудки стары».
4. Раскол в лагере дворян.
ГРИБОЕДОВСКАЯ МОСКВА
Москва, по свидетельству современников, после ухода французов в 1812 году представляла собой пепелище. Из 9158 домов, деревянных и каменных, сгорело 6532. А сколько погибло культурных ценностей! Сгорело собрание Мусина-Пушкина и в нем подлинная рукопись «Слова о полку Игореве». Была уничтожена научная коллекция Московского университета, библиотека Бутурлина в 40 тысяч томов и многие другие невосполнимые ценности.
Многие москвичи не верили в восстановление Москвы и считали, что с Москвой надо навсегда проститься. Но в сожженную, ограбленную, разоренную Москву понемногу возвращаются беженцы. Начинается восстановление почти полностью испепеленного города.
Уже в 1813 году поэт А. Мерзляков пишет: «С нами совершаются чудеса божественные... Москва, разрушенная, опустошенная,— уже лучший город в России. Топор стучит в тысячах рук, кровли наводятся; целые опустошенные переулки становятся по-прежнему застроенными; народу тьма...»
Москва становится еще краше. Сносятся укрепления Китай-города, воздвигнутые еще при Петре I, и на их месте прокладываются Театральный и Китайский проезды. Была осушена топь на Театральной площади, а река Неглинная, протекавшая в открытом канале, была взята в трубы и засыпана землей. У стен Кремля были посажены сады, а на Моховой построено здание Манежа для ученья и смотра войск.
Москва отстраивалась и хорошела, но за новыми фасадами домов потекла старая, беззаботная, привольная дворянская жизнь. В Москве восстанавливается старый дворянский уклад XVIII века.
«Тузы» и дворяне среднего достатка держали многочисленную дворню. Каждый из слуг имел свои обязанности: кто убирал комнаты, кто следил за топкой печей, кто обязан был греть перед печкой газеты, прежде чем подать их барину. Считалось неприличным самому встать с места и взять нужную тебе вещь — это должен был делать слуга.
Жили в богатых дворянских семьях и приживалы-нахлебники. К их числу принадлежал, например, известный всей Москве грек Метакса. («А жив он, турок или грек?» — спросит о нем Чацкий.)
В Москве доживали свой век отставные вельможи, те, кто был в силе при Екатерине и при Павле. Они пользовались теперь призрачной славой, хвастаясь прежними «заслугами», знаками отличия, орденами. Такой вельможа целый день зевает у камина, а вокруг него всё в движении: суетится челядь, гремит на хорах музыка. Он окружен иностранцами, шарлатанами, людьми, которых он презирает, но без которых не может обойтись. К московским тузам, разливавшимся «в пирах и мотовстве», принадлежал, например, князь Голицын, промотавший за несколько лет состояние в 22 тысячи крепостных душ и в несколько сот тысяч рублей.
Развлекались дворяне по-разному. Богатые помещики устраивали домашние театры. Во время приемов некоторые «театралы» прятали за ширмой кого-нибудь из крепостных актеров, искусно подражавших пению птиц.
Большое место в жизни столицы занимал Английский клуб, насчитывавший около 600 человек. В него допускались лишь представители московской знати, женщинам туда доступ был закрыт. Уверенные в своем всеведении, многие из членов клуба с важностью рассуждали там о вещах, совершенно им чуждых, не боясь при этом высказать свое невежество. Были среди членов клуба и неглупые люди, но они чаще всего просиживали вечера в газетной комнате.
Выезжали в свет обычно цугом — на шестерке запряженных лошадей с 2—3 лакеями на запятках.
В программу домашнего воспитания дворян включалось прежде всего обучение пению, танцам и французскому языку. Занятие наукой и искусством считалось делом, недостойным дворян. Так, графу Федору Толстому, избравшему путь художника, говорили, что он бесчестит свою фамилию.
Французская речь стала очень модной. Оставшиеся в России пленные приглашались в дом московских дворян в качестве учителей. В редком доме не было своего пленного француза.
Но дворянская Москва еще до 1812 года разбивается на два лагеря. С одной стороны — дворяне-крепостники, московские тузы, защитники дедовских заветов, с другой — горячая, увлекающаяся передовыми идеями дворянская молодежь, резко критикующая крепостной строй, считающая его большим злом для России. Эти люди мечтали об изменении государственного строя. Из их среды выйдут первые русские революционеры-декабристы.
(По М. С. Ашукину.)
Рекомендуется записать в ученический словарь слова, в которых, как показывает опыт, допускаются ошибки при написании сочинения по комедии Грибоедова.
Чацкий, преданья старины, галломания, изображать, противопоставление, гостиная, канцелярия, свояченица, секретарь, проект, бессловесный, вакансии, вельможа, галерея, ветреник, карьерист, фельдфебель, календарь, сановник, сумасшедший, крепостник, учреждение, классицизм, карбонарий, клиенты-иностранцы, мошенник, низкопоклонник, свободомыслие, персонаж, конфликт, общественно-политический, декабристский, жизненные идеалы, просвещение.
Значение слов выясняется как при их записи, так и на уроках литературы при чтении и комментировании комедии.
Отработка правильного написания слов ведется рассредоточенно на последующих уроках; данные слова включаются в контрольный словарный диктант (см. урок 29).
Домашнее задание: подготовиться к пересказу текста по составленному в классе плану. Проверка выполнения данного задания может быть полной, а может быть рассредоточена по пунктам плана на последующих уроках как русского языка, так и литературы.