Синтаксис и пунктуация - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Зачётные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Синтаксис и пунктуация - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Фамилия, имя________________­___________________

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

(2)Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

(3)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

(4)Левитан, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года.

(5)Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. (6)Рощи делались сквозными. (7)Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (8)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (9)Он был чище, холоднее, дали были гораздо глубже, чем летом.

(10)Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

(11)Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (12)Невозможно перечислить все осенние дни, которые нанесены им на полотно. (13)Левитан оставил около ста “осенних” картин, не считая этюдов.

(14)На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, косматые дожди над лесными порубками. (15)Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев.

(По К. Паустовскому)

Задания

1. Среди предложений 10—14 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.


2. Среди предложений 11—15 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.


3. Найдите среди предложений 5—10 сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.


4. Выпишите из предложения 12 грамматическую(-ие) основу(-ы).


5. Определите вид сказуемого в предложении 11.


6. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при причастном обороте.

Но во всех этих пейзажах,(1) что бы они ни изображали,(2) лучше всего передана печаль прощальных дней,(3) сыплющихся листьев,(4) загнивающих трав,(5) тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца,(6) едва заметно прогревающего землю.


7. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при вводном слове.

Чем ближе к старости,(1) тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

Правда,(2) Левитан написал несколько превосходных весенних вещей,(3) но это почти всегда была весна,(4) похожая на осень.


8. Среди предложений 8—12 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.


Оценка _________________

Работа над ошибками











Фамилия, имя ______________­_______________

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Самые первые предметы, которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего, были, несомненно, кормилица, маленькая сестрица и мать.

(2)Кормилица представляется мне сначала каким-то таинственным, почти невидимым существом. (3)Я помню себя лежащим ночью то в кроватке, то на руках матери и горько плачущим. (4)Потом помню, что никто не являлся на мой крик и призывы, что мать, прижав меня к груди, напевая одни и те же слова успокоительной песни, бегала со мной по комнате до тех пор, пока я засыпал. (5)Кормилица, страстно меня любившая, опять несколько раз является в моих воспоминаниях, иногда вдали, украдкой смотрящая на меня из-за других, иногда целующая мои руки, лицо и плачущая надо мною.

(6)Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать верст. (7)Она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в свою Касимовку, чтобы поспеть на барщину. (8)Помню, что она один раз приходила, а может быть, и приезжала как-нибудь, с моей молочной сестрой, здоровой и краснощёкой девочкой.

(9)Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем её видеть и чувством жалости. (10)Мне всё казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать.

(По С. Аксакову)

Задания

1. Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными. Напишите номер этого предложения.


2. Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.


3. Найдите среди предложений 7—10 сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных частей. Запишите номер этого предложения.


4. Определите вид сказуемых в предложении 6.


5. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при деепричастном(-ых) обороте(-ах).

Потом помню,(1) что никто не являлся на мой крик и призывы,(2) что мать,(3) прижав меня к груди,(4) напевая одни и те же слова успокоительной песни,(5) бегала со мной по комнате до тех пор,(6) пока я засыпал.


6. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при вводном слове.


Самые первые предметы,(1) которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего,(2) были,(3) несомненно,(4) кормилица,(5) маленькая сестрица и мать.

Кормилица представляется мне сначала каким-то таинственным,(5) почти невидимым существом.


7. Среди предложений 8—10 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номер этого предложения.


Оценка _________________

Работа над ошибками











Фамилия, имя ______________­_______________

ВАРИАНТ 3

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Еловая роща вечером, в осеннее время, — это вовсе не то, что летом или весною; хотя зелень на ели почти совсем не изменяется, но зато цвет её осенью становится как будто гуще, синее. (2)Ни шума, ни малейшего шороха: птицы и насекомые всякого рода исчезли. (3)Тонкие, прямые стволы, которые обросли сероватым мхом и сухими, ползучими травками, на солнце кажутся металлическими, а красноватые листья мелкого кустарника, точно золотые блёстки, рассыпаны по всему лесу вперемешку с бледными прутьями осины и ещё какого-то кустарника с продолговатыми, всё ещё зелёными листьями. (4)Воздух до такой степени чист и в то же время пропитан душистой холодной сыростью, что просто начинаешь чувствовать жажду, какую-то особенную жажду, которую хочешь вдыхать, как какое-нибудь питьё, и вдыхать как можно больше. (5)И как хорошо в это время свернуть в сторону, зайти шагов на пятьдесят в самую чащу, в потёмки, и смотреть оттуда на песчаную дорогу, освещённую заходящим солнцем. (6)Тянутся по ней возы, нагруженные кипами хлопка, широко шагая, идут около этих возов извозчики в больших сапогах, помахивая вожжами и покрикивая на лошадей. (7)Этот крик, смешанный со скрипом колёс, звонко раздаётся по лесу, а лес радуется наступлению осени.

(По В. Слепцову)

Задания

1. Среди предложений 1—4 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Укажите номер этого предложения.


2. Среди предложений 1—5 найдите бессоюзное сложное предложение, укажите его номер.


3. Среди предложений 4—7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите его номер.


4. Среди предложений 4—7 найдите сложносочинённое. Укажите его номер.


5. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.


6. Укажите вид сказуемого в первой части предложения 4.


7. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при уточнении.

Еловая роща вечером,(1) в осеннее время,(2) — это вовсе не то,(3) что летом или весною;(4) хотя зелень на ели почти совсем не изменяется,(5) но зато цвет её осенью становится как будто гуще,(6) синее.


8. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при причастном обороте.

Тянутся по ней возы,(1) нагруженные кипами хлопка,(2) широко шагая,(3) идут около этих возов извозчики в больших сапогах,(4) помахивая вожжами и покрикивая на лошадей.


9. Среди предложений 4—7 найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер.


Оценка _________________

Работа над ошибками











Фамилия, имя ______________­_______________

ВАРИАНТ 4

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись, как солдаты, и стали собираться в дорогу. (2)Я взял полотенце и пошёл к реке мыться.

(3)Природа находилась ещё в том состоянии покоя, когда всё дремлет, когда все растения и животные наслаждаются предрассветным отдыхом. (4)От реки поднимались густые испарения, на землю пала обильная роса. (5)Но вот слабый утренний ветерок пробежал по лесу. (6)Туман тотчас пришёл в движение, и показался противоположный берег. (7)На биваке стало тихо — люди начали подкреплять себя пищей. (8)Вдруг до слуха моего донеслось бренчание гальки: кто-то шёл по камням, и я тут же оглянулся. (9)Это были лоси — самка и годовалый телок, которые подошли к реке и начали жадно пить воду. (10)Я любовался животными и боялся, чтобы их не заметили стрелки. (11)Вдруг самка почуяла опасность и, насторожив свои большие уши, внимательно стала смотреть в нашу сторону. (12)Вода капала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки, нарушая её мирное течение, а лосиха всё прислушивалась к незнакомым звукам.

(По В. Арсеньеву)

Задания

1. Среди предложений 1—4 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Укажите номер этого предложения.


2. Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных.


3. Среди предложений 1—5 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.


4. Среди предложений 1—7 найдите сложносочинённое предложение. Укажите его номер.


5. Среди предложений 5—10 найдите предложение с бессоюзной и сочинительной связью, укажите его номер.


6. Выпишите грамматические основы из предложения 7.


7. Укажите виды сказуемого в предложении 11.


8. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания при сравнительном обороте. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при деепричастном обороте.

Вода капала у неё с губ,(1) и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки,(2) нарушая её мирное течение,(3) а лосиха всё прислушивалась к незнакомым звукам.


9. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при сравнительном обороте.

(1)На другой день,(1) чуть только заалел восток,(2) все поднялись,(3) как солдаты,(4) и стали собираться в дорогу.


10. Среди предложений 7—12 найдите предложение с приложением. Укажите его номер.


Оценка _________________

Работа над ошибками
















Для любых предложений по сайту: [email protected]