Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Вставные слова, словосочетания и предложения - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о вставных словосочетаниях и предложениях; формировать умения находить вставные словосочетания и предложения в тексте, выделять их на письме; развивать навыки правильной интонации в предложениях со вставными словосочетаниями и предложениями; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять значение вводных словосочетаний и предложений, выделять вводные словосочетания и предложения на письме, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
Распределительный диктант
— Запишите причастия в два столбика: действительные, страдательные.
Посаженный, строивший, летящий, сожжённый, гонимый, пересекавший, увлёкшийся, управляемый, увядший, награждённый.
Комментарии
Действительные причастия: строивший, летящий, пересекавший, увлёкшийся, увядший.
Страдательные причастия: посаженный, сожжённый, гонимый, управляемый, награждённый.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 384 — чтение и обсуждение составленных предложений.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 213).)
2. Слово учителя
В некоторых предложениях содержится информация, добавляющая что-либо к основному содержанию. Это вставные конструкции. В отличие от вводных слов и предложений, которые выражают отношение говорящего или автора текста, вставные конструкции выполняют роль передачи дополнительных замечаний, пояснений, уточнений, комментариев.
(Учитель записывает примеры на доске, а ученики — в тетрадях.)
Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле), Гаврила подсел к окну и задумался.
Дикий барин (так его прозвали, настоящее же его имя было Пере- влесов) пользовался огромным влиянием во всём округе. (И. Тургенев)
Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)
Будешь ли ты вспоминать меня (я надеялся на это)?
Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции (предложения) не делают предложения сложными. Они остаются простыми предложениями, осложнёнными вставными конструкциями.
На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком — скобками, иногда — тире. Соответственно, в речи вставные конструкции выделяются интонацией: произносятся в ускоренном темпе, с понижением тона. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.
Заметим, что перед открывающейся скобкой (первое предложение) знаки препинания не ставятся. Отделительные знаки препинания (точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие) относятся ко всему предложению в целом (четвёртое предложение).
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 385 — устное выполнение, фонетический разбор на доске.
2. Упр. 387, 388 — обсуждение заданий, комментированное письмо.
3. Упр. 389 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
4. Упр. 390 — самостоятельное выполнение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 215).
— Составьте с этими словами предложения.
VI. Подведение итогов урока
— Что выражают вставные конструкции?
— Делают ли вводные конструкции предложение сложным?
— Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции?
Домашнее задание
1. § 62.
2. Упр. 386.