Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Контрольный диктант по теме Обособленные члены предложения - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: проверить знания, умения и навыки по теме “Обособленные члены предложения”; закреплять навыки лингвистического разбора; учить применять теоретический материал на практике.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
(Учитель выбирает один из вариантов диктанта. В случае выбора первого варианта необходимо заранее предупредить учеников о необходимости нумеровать предложения и писать каждое предложение с новой строки. Также нужно сказать о двоеточии в предложении 9. Количество предложений и грамматических заданий можно варьировать в зависимости от наличия времени на уроке и подготовленности класса.)
1) Полученный ответ рассматривался как согласие.
2) Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.
3) Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками.
4) Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.
5) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд.
6) Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт.
7) Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси.
8) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой.
9) Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?
10) Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.
11) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.
12) Нельзя работать спустя рукава.
13) Счёт долгот на Земле ведётся от Гринвичского, или нулевого, меридиана.
14) Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными.
15) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.
16) Он опёрся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.
17) Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз.
Грамматическое задание
1. Выполнить синтаксический разбор предложений 2, 13.
2. Записать номера односоставных предложений, указать их тип.
3. Записать номера предложений с неоднородными определениями.
4. Составить схемы предложений 1, 8.
Чудо природы
Байкал — это гигантское озеро. Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. Мы, выехав из Иркутска на рассвете, приближаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. Перед нами открывается чудесная картина. Громадная голубая чаша, окружённая горами, расстилается у наших ног. Вода очень прозрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне.
Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.
Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое изменение давления. Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями.
Разгадка этих тайн — задача, поставленная учёными. (114 слов)
Грамматическое задание
Подчеркнуть обособленные члены предложения.
III. Подведение итогов урока
— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?