Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Приложение. Знаки препинания при нём - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: расширять представления об определении; дать понятие о приложении, его значениях; научить распознавать приложение и ставить знаки препинания при нём; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, распознавать приложения, ставить знаки препинания при нём, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.
Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, двенадцатираундовый бой, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга. (Чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, бой в двенадцать раундов, диск для компьютера.)
Комментарии
Остальные словосочетания не имеют синонимов: ключ от замка — нет словосочетания замочный ключ, очковая змея — название биологического вида, медвежья услуга — фразеологизм.
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 134 — рассказ о способах выражения несогласованных определений, чтение и обсуждение примеров.
2. Упр. 136 — подготовленный диктант, обсуждение задания.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 85, 86).)
2. Беседа по вопросам
— Что такое приложение?
— Какие признаки могут обозначать приложения? (Качество предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.д.)
— Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)
— В каких приложениях форма падежа не изменяется при изменении главного слова? (В несогласованных.)
— Что общего у приложения и несогласованного определения? (Выражается существительным.)
— Чем отличается приложение от несогласованного определения? (Совпадает по форме падежа с определяемым словом.)
3. Общие выводы о знаках препинания при приложении
1) Дефис ставится в сочетаниях имён нарицательных: студент-физик, девушка-медсестра.
Обычно приложение стоит на втором месте. Если же приложение стоит впереди и его можно заменить согласованным определением, дефис не ставится: воины-храбрецы, но: храбрецы воины — храбрые воины, дочка-умница, но: умница дочка — умная дочка.
2) Дефис ставится в сочетании имени собственного и нарицательного, если они сливаются по смыслу (редкие случаи): Москва-река, за Камой-рекой, Самара-городок, но: река Москва, за рекой Камой, город Самара.
3) Дефис не ставится, если приложение:
— является названием книги, улицы, предприятия и т. д.: повесть “Капитанская дочка”, теплоход “Павел Бажов”;
— называет профессию или занятие: тренер Сёмин, футболист Шевченко;
— является общепринятым обращением: господин министр, гражданин Сидоров, товарищ полковник.
Заметим, что дефис — орфографический знак, который ставится внутри слов, в отличие от тире — синтаксического знака, который ставится между словами.
Пишется с дефисом |
Пишется без дефиса |
1. Нарицательное существительное + нарицательное существительное: утёс-великан. 2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Москва-река |
Нарицательное существительное + собственное существительное: река Дон |
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 140 — устное выполнение.
2. Упр. 141 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. Упр. 142 — самостоятельное выполнение.
2. Практическое задание
(Выполняется на доске и в тетрадях.)
— Запишите предложения, подчеркните приложения.
1) Он похож на большого мальчика-толстяка. (Ю. Олеша) 2) Белынь-озеро начиналось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес. (Л. Замятин) 3) Картина Левитана “Золотая осень” привлекает нас гармонией красок, каким-то неизъяснимым волшебством. 4) Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы. (К. Паустовский) 5) Сестра Лиза приехала на весенние каникулы. (В. Каверин)
3. Тест
(См.: КИМы, тест 9.)
VI. Подведение итогов урока
— Что такое приложение?
— Что могут обозначать приложения?
— В каких случаях между приложением и определяемым существительным ставится дефис?
Домашнее задание
1. § 26.
2. Упр. 142 (составить предложения с приложениями).