Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме Чужая речь - Чужая речь - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме Чужая речь - Чужая речь - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Чужая речь

Урок 94. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь»

Цели урока: познакомить учащихся с порядком устного и письменного разбора предложений с чужой речью, научить производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью, повторить материал по теме “Чужая речь”.

I. Проверка домашнего задания (упр. 424, 427).

Фронтальный опрос по § 72.

— Что такое цитата? Как она оформляется?

— Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью?

— В какой речи — научной или художественной — чаще употребляются цитаты, а в какой — диалог?

II. Повторение.

Творческая работа.

Составьте предложения, включив в них в виде прямой речи следующие цитаты полностью или частично. Цитаты проецируются на доску.

1) Кто не спрятался в окопчик,

Поминая всех родных,

Кто он — свой среди своих —

Не зенитчик и не лётчик,

А герой — не хуже их?

2) В глубине родной России,

Против ветра, грудь вперёд,

По снегам идёт Василий

Тёркин. Немца бить идёт.

(А. Твардовский)

III. Объяснение нового материала.

Восьмиклассники знакомятся с образцами синтаксического и пунктуационного разбора предложений с чужой речью на с. 242—243.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 431 разбирают устно и письменно по два предложения.

2. Устная работа по упр. 432.

3. Самостоятельная работа по упр. 429.

4. Объяснительный диктант.

ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Антон Павлович Чехов был человек большой совести, любящего сердца, великий художник.

Лев Толстой и Максим Горький оставили о Чехове очень тёплые воспоминания. Называя Чехова “несравненным художником”, Толстой любил в писателе “прелестного, искреннего и честного человека”. “Это был обаятельный человек, — говорил он, — скромный, милый”.

“Красиво-простой, он любил всё простое, настоящее, искреннее”, — писал Горький о Чехове. По воспоминаниям Горького, “всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее...”.

Задания к тексту:

1. Назовите способы передачи чужой речи.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

Тестовые задания

1. Укажите неверное утверждение.

а) Прямая речь — точная передача чужих слов.

б) Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.

в) При цитировании всегда используются кавычки.

г) Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

Ответ: в.

2. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

б) Отец спросил меня, какой фильм мне понравился больше всего.

в) Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.

г) Клава с живым интересом поинтересовалась, можно ли ей играть.

Ответ: а, в.

3. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи.

“Дедушку знаешь, мамаша?” — матери сын говорит.

а) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.

б) Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.

в) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?

г) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.

Ответ: а.

V. Домашнее задание: повторить материал § 65—72; ответить на контрольные вопросы на с. 244, сделать упр. 433.






Для любых предложений по сайту: [email protected]