Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Урок-зачёт по теме Обособленные уточняющие члены предложения - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Простое осложнённое предложение
Обособленные члены предложения
Урок 72. Урок-зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»
Учитель знакомит учащихся с задачами: 1) проверить знания теоретического материала по теме; 2) сформировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными уточняющими членами; 3) уметь использовать обособленные уточняющие члены в заданной речевой ситуации.
1-й этап. Проверяется знание теоретического материала, проводится фронтальный опрос.
— В каких случаях уточняющие члены обособляются? Приведите примеры.
— При помощи каких специальных союзов могут присоединяться уточняющие члены к уточняемым?
— С какими предлогами употребляются в предложениях уточняющие дополнения?
2-й этап. Проверяется применение теоретических знаний на практике.
Задание: спишите текст (он напечатан по вариантам в количестве, соответствующем числу учащихся в классе), расставьте и графически объясните знаки препинания и буквы.
I вариант
Здесь (на)верху всегда дул холодный ветер ст..кавший с ледника на р..внину. Лес в этом месте отступал от скальной стены дальше чем всюду. Видно, никакая жизнь не могла долго переносить дыхание проп..сти. Ущелье напоминало каме(н, нн)ую реку. Казалось, какая(то) сила бушевавшая здесь в стародавние врем..на вылила наружу россыпи чугунно(серых) скал.
Сторона скалы обращённая к горам была покрыта слоем ж..лтого налёта. Трава то(же) не хотела здесь р..сти.
Бе(з, с)порядочно нагромождённые валуны несколько отступали от края проп..сти может, были кем(то) нарочно сброшены (в)низ. Они образовали (не)большую площадку. Её дальний край обрывался в бездну. (От)туда неторопливо клубясь выползал желтоватый туман.
(В)низу под мостом зияла немереная глубина. Никто, наверное, по своей воле не спускался туда и уж никто, конечно, не смог бы подняться обратно.
(М. Семёнова)
II вариант
Н..где в Подмосковье вы не увидите такого изобилия густых трав полевых цветов как под Звенигородом. Здесь в деревне Дунино провёл свои последние семь лет жизни Михаил Пришвин писатель и путешественник.
Его дом утопающий в зелени стоит на пр..горке. С круглой те(р, рр)асы открывается широкая панорама реки заречные дали тихие и ласковые. Сюда в дом приобретё(н, нн)ый писателем утомлё(н, нн)ым скитаниями врывались освежающ..й грозой воспоминания об увлекательных путешествиях. О них он рассказ..вал ребятишкам часто приходивш..м к нему. В саду рассаживались на ск..мейке сдела(н, нн)ой, как и стоящий здесь стол, самим Пришвиным. Ребята, конечно, просили рассказать о пр..ключениях. Присев к ним и глядя на шумящие верхушки деревьев писатель вспоминал (не)выдуманные истории о своей жизни удивлявш..й всех.
(В. Осокин)
3-й этап. Проверяется умение учащихся пользоваться обособленными уточняющими членами предложения в заданной речевой ситуации.
— В данных предложениях распространите обстоятельства места и времени.
1) На опушке леса мы нашли большой белый гриб.
2) Странник вышел к деревне.
3) Вдали виднелись берёзы и заросли сирени.
— Составьте и запишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Степь или пустыня, степь, или безлесая равнина.
2) Пинг-понг или волейбол, пинг-понг, или настольный теннис.
Домашнее задание: выполнить упр. 328; рассказать о словах ассортимент, металл.