Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Неполные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Односоставные предложения
Урок 40. Неполные предложения (§ 37)
Цели урока: научить распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом, использовать неполные предложения в диалоге.
I. Проверка домашнего задания (упр. 212).
Учащиеся читают записанные размышления, связанные с тем, какие потрясения могут ждать человечество, что нужно сделать для того, чтобы их избежать. Ребята рецензируют речь выступающих.
II. Анализ стихотворения С. С. Орлова, записанного на доске заранее или показанного через кодоскоп или мультимедийную установку.
Его зарыли в шар земной А был он лишь солдат.
Всего друзья солдат простой
Без званий и н..град...
Давным(давно) окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной
Как(будто) в м..взолей.
— Прочитайте выразительно стихотворение. Обоснуйте пропущенные знаки препинания, назовите типы предложений, входящих в текст. Укажите виды сказуемых.
— Какие языковые средства выбирает поэт, чтобы передать настроение, возникающее при виде этих картин? Какие виды предложений использованы в стихотворении?
Возможные формы индивидуальных заданий.
1) Проверяющее знание теоретического материала, умение выстраивать монологическое высказывание (рассказ об односоставных предложениях).
Класс рецензирует ответ на основании следующих критериев:
— полнота знаний;
— речевое оформление;
— качество приводимых примеров.
2) Поиск и выписывание из стихотворения И. C. Никитина безличных предложений, где надо подчеркнуть главный член и определить, чем он выражен. Расставить пропущенные орфограммы, знаки препинания.
Гром затих. Умчались тучи.
Бурю ветром унесло.
Снова блещ..т полдень жгучий.
В небе ясно и светло!
Хорошо нам здесь на воле
и так дыш..тся легко!
Посмотри, как это поле
разостлалось широко.
В той д..ли голубоватой
ослеплё(н, нн)ый тон..т взор.
Так и тян..т нас куда(то)
в тот заманч..вый простор!
III. Объяснение нового материала.
Готовим учащихся к восприятию нового материала с помощью индуктивного метода: предлагаем для наблюдений текст И. А. Бунина на с. 115—116.
Учащиеся отвечают на вопросы:
— Какие члены предложения пропущены в репликах этого диалога, кроме первой реплики?
— Сохранился ли смысл, передаваемый этими пропущенными членами предложения?
Далее учащиеся читают теоретический материал нас. 116.
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 213 ученики находят неполные предложения, определяют тип этих предложений.
2. В упр. 215 составляют диалог на тему “После ремонта дома (квартиры, школы и т. п.)”. В вопросах и ответах употребляются неполные предложения.
V. Контроль за пониманием темы.
Объяснительный диктант.
Учащиеся восстанавливают (устно) опущенные в неполных предложениях члены, сопоставляя полные и неполные предложения.
1) Набирайся ума в учении, храбрости в сражении. 2) Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 3) Слова хороши правдивые, а лисьи шубы — пушистые. 4) Река узнаётся в плавании, человек — в беде. 5) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Пословицы)
— Какова сфера употребления неполных предложений? (Живая разговорная речь. Они встречаются в пословицах, поговорках, помогают в сжатой форме чётче выразить мысль. Неполные предложения передают взволнованность говорящего, позволяют достичь выразительности.)
Тестовые задания
1. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
а) Восхищаешься чугунным узором оград.
б) Литературу люблю до самозабвенья.
в) Даже в пустяках надо быть правдивым.
г) Над могилою героя ночная звезда.
д) Перед нами небывалые пути.
Ответ: г, д.
2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире?
а) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.
б) В углу старый кожаный диван.
в) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито.
г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.
д) Как здорово увидеться через столько лет!
Ответ: в.
3. Найдите неполное предложение в составе сложного.
а) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
б) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками — кучер Игнат.
в) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно.
г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть.
д) От этих книг в душе сложилась полная уверенность: я не один на земле, не пропаду.
Ответ: б.
VI. Домашнее задание: § 37, упр. 214.
Урок 39. Рассуждение (§ 36)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика), рассуждениями на лингвистическую тему, морально-этическую тему, 2) научить использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни.
I. Проверка домашнего задания (упр. 200, 204).
Рекомендации учителю: в § 36 предложены в основном рассуждения-доказательства, в которых либо защищается, либо опровергается выдвинутый тезис. В них большую роль играют аргументы, их информативность. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема.
В упр. 209 содержится прямой вопрос, требующий развёрнутого ответа “Чем же мне дорог родной край?”
В упр. 207 предлагается тема, где содержится суждение “Слово делом крепи”, которое нужно раскрыть, развернуть, доказать (или опровергнуть). Такого типа формулировки затрудняют учащихся. Учитель предлагает восьмиклассникам задуматься над темой сочинения и ответить на следующие вопросы:
— Правда ли, что слово нужно подкреплять делом?
— Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно?
Главное в работе над рассуждениями — так организовать урок, чтобы ребята искали ответ на поставленный вопрос сами. Пусть посмотрят книги, расспросят старших. Меньше всего следует разрабатывать содержание предстоящего сочинения.
Если, например, в процессе подготовки к сочинению “Слово делом крепи” вспоминаются и комментируются соответствующие пословицы о словах и делах, приводятся примеры людей, у которых слово не расходится с делом и т. п., а затем школьники пишут сочинения, то в этом случае они, как правило, пересказывают в своих работах то, о чём говорилось на уроке. И учитель может не узнать, что они действительно думают об обязательности и ответственности человека за свои слова.
Более важно обратить внимание восьмиклассников на то, как может быть построено сочинение, какие аргументы следует привлекать, какие разные положения могут доказываться, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения.
В задании к сочинению-рассуждению (упр. 207) в учебнике включены подсказывающие вопросы:
1. Часто вы принимаете какие-то решения?
2. Всегда ли вы держите свое слово?
Рассуждение на тему “Чем же мне дорог родной край?” (упр. 209), сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развёрнутого личностного ответа, в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1-го лица единственного числа (я люблю..., мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.). Поэтому при анализе темы нужно обратить внимание на местоимение мне, подчеркнуть его, выделить голосом.
Уместно ли в этом сочинении употребление при аргументировании слов типа во-первых, во-вторых, итак? Да, уместно, но необязательно.
А вот в каком порядке лучше расположить аргументы, надо непременно подумать, чтобы читателю было ясно, какой аргумент автор считает главным, особенно важным.
Учащиеся знакомятся с тем, что начинать рассуждения можно с вступления, которое подготовит введение тезиса.
Например, обсудим вступление к сочинению “Чем же мне дорог родной край?”:
У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: “А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нём...”
После ответа мамы автор сочинения напишет примерно так:
Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озёрами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поётся: “У природы нет плохой погоды...” Да, необыкновенное сочетание леса, озёр, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не “смывает” красоту.
Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например:
Я заканчиваю своё сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот — всё прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной!
В процессе анализа сочинений учитель выделит оригинальные мысли, суждения, выводы, покажет, какими примерами из жизни и литературы оперировали авторы сочинений, насколько их аргументы были убедительны и при этом лаконично изложены.
II. Домашнее задание: упр. 212.