Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Знаки препинания в сложном предложении - Повторение изученного в V-VII классах
Повторение изученного в V-VII классах
Урок 3. Знаки препинания в сложном предложении (§ 3)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные), со средствами связи простых предложений в сложных, с видами сложных предложений, 2) научить определять вид сложного предложения, соотносить содержание с графической схемой, создавать графические схемы сложных предложений, правильно употреблять разделительные и выделительные запятые.
I. Объявление темы и цели урока.
Ученики читают записанные на доске вопросы, которые должны выяснить на уроке. В конце урока, во время обобщения, эти вопросы помогут ребятам составить связный рассказ.
— Каковы признаки сложного предложения?
— Какое предложение, простое или сложное, отражает одно событие, факт, фрагмент действительности? Какое — два?
— На какие виды делятся сложные предложения?
— Каковы средства связи между простыми предложениями в составе сложного?
II. Повторение основных признаков сложных предложений.
Устная работа, материал для самостоятельных наблюдений на с. 12 учебника.
Записывается предложение:
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов)
Учащиеся читают выразительно четверостишие, проверяют знаки препинания.
— В каком случае вы можете указать место, где нужен знак, но ещё не знаете, как обосновать его выбор?
— Вспомните, что является сигналом конца предложения.
— Какие действия можно произвести, чтобы доказать, что перед нами сложное предложение?
Учитель сообщает восьмиклассникам, что между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится не только запятая, но и точка с запятой, и тире, и двоеточие.
— Каковы же признаки сложного предложения?
Запись признаков сложного предложения:
1) интонация конца предложения;
2) отражение двух событий, фактов, фрагментов действительности;
3) наличие как минимум двух грамматических основ.
III. Типы сложных предложений.
1. Работа с таблицей по упр. 13 “Типы сложных предложений и средства связи в них”.
Учащиеся записывают примеры в таблицу.
2. Чтение учащимися теоретических сведений на с. 13.
3. Устное выполнение упр. 14 на с. 14.
4. Конструирование сложных предложений.
5. Работа с упр. 15 на с. 14.
6. Составление сложных предложений из данных простых с использованием подходящих средств связи. (Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.)
1) М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. С именем М. В. Ломоносова мы можем встретиться не только на уроках химии, физики, но и на уроках русского языка и литературы.
2) Мы изучаем русскую литературу XIX века. Знать её — потребность каждого культурного человека.
— Выделите все орфограммы в составленных сложных предложениях.
IV. Контроль за пониманием темы. Учащиеся выполняют диктант упр. 20 на с. 17.
V. Обобщение проводится по вопросам, записанным на доске (см. начало урока).
VI. Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся): а) выписать 7 сложных предложений из “Слова о полку Игореве”; б) Выполнить упр. 17. Всем группам учащихся: подготовить рассказ о сложном предложении (устно).