Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Главный член односоставного предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Односоставные предложения
Урок 33. Главный член односоставного предложения (§ 30)
Цели урока: 1) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений, 2) сформировать умение различать распространённые и нераспространённые односоставные предложения, распространять нераспространённые односоставные предложения.
I. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
II. Учащиеся анализируют материал на с. 99, делают вывод:
1. В двусоставном предложении два главных члена — подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны между собой, и о каждом из них можно говорить лишь тогда, когда есть другой главный член.
2. В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член односоставного предложения. Учитель сообщает учащимся о способе графического обозначения главного члена (три прямые линии).
В упр. 171 на с. 99 учащиеся подчёркивают главный член односоставных предложений тремя прямыми линиями, а также подлежащее и сказуемое двусоставных предложений. Далее учащиеся наблюдают материал на с. 99, делают вывод:
1. Односоставные предложения, как и двусоставные, могут быть нераспространёнными и распространёнными.
2. В распространённом односоставном предложении, кроме главного члена, есть второстепенные.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 172 на с. 100 учащиеся подчёркивают главный член в односоставных предложениях и второстепенные члены (если они имеются).
2. На доске проецируется два текста.
Задание: подчеркните грамматические основы, а также главный член односоставных предложений.
1) Люблю широкое раздолье
и в рощах трели соловья.
Люблю гармошки голос звонкий
и в дымке утренний рассвет.
Смотрю в простор необозримый
и журавлям машу рукой.
Привет тебе, мой край любимый,
навеки сердцу дорогой.
(В. Левашов)
2) Вечерний час. В долину тень сползла.
Как тихо... Каждый звук и шорох слышу.
Осенний скучный день.
(А. Фет)
3. Задание творческого характера.
— Перестроить предложения с двумя главными членами в односоставные, используя сказуемые, данные в справке.
1) С каждым днём рассвет наступает всё раньше. 2) По утрам ещё бывает мороз. 3) Но днём вдруг так и пахнёт тёплый ветер. 4) В выходной день никто не хочет сидеть дома. 5) Люди тянутся в парк, за город, ближе к природе. 6) Все веселы, все радостны.
Для справок: светает, подмораживает, пахнёт (чем?), не сидится (кому?), тянет (кого?), весело, радостно.
IV. Домашнее задание: § 30, упр. 173.