Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
Оформление прямой речи на письме - ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Объяснительные диктанты
I
1) “Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка”, — советовал А.С. Пушкин. 2) В статье “Общее значение литературы” В.Г. Белинский указывал: “Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления...” 3) “Язык, — писал А.П. Чехов, — должен быть прост и изящен”.
• Начертите схемы записанных предложений.
• Укажите, чем осложнена прямая речь в каждом из записанных предложений.
• Проведите синтаксический разбор предложения 3.
II
1) “О, если б голос мой умел сердца тревожить!” — воскликнул двадцатилетний Пушкин. 2) “Доброе намерение — половина счастья”, — гласит туркменская пословица. 3) В одной статье “Вестника Европы” сказано: “Ломоносов — дивное и великое светило, лучезарным сиянием которого не налюбоваться и позднейшему потомству”. 4) В старину говорили: “Что толку в светильнике, коли сверху он прикрыт горшком?” 5) “Гость подобен вдыхаемому воздуху, — гласит народная мудрость. — Если он входит и не выходит, хозяин задыхается”. 6) “Правда, — справедливо утверждает пословица, — всегда восторжествует”.
• Расскажите об особенностях расстановки отделительных знаков препинания в конце прямой речи. Почему точка (запятая) ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки — перед кавычками?
• Объясните, как вы понимаете смысл афористического высказывания: “Что толку в светильнике, коли сверху он прикрыт горшком?”
(Ключ: Этот афоризм говорит о том, что если кто-то занимается наукой, обладает какими-то знаниями, умениями, то не надо таить в себе эти знания и умения, надо щедро делиться ими с другими людьми.)
III
• Послушайте текст. Определите его главную мысль.
Мастер на все руки
В.И. Даль был человек необыкновенный. Его мать говорила детям: “Надо зацеплять всякое знанье, какое встретится в пути”. Даль всю жизнь следовал этому совету. Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он воевал, плавал по морям, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал для школьников учебники “Ботаника” и “Зоология”. Он сам умел выточить шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. И где бы ни ездил Даль, он всегда собирал слова. “Человек рождён на труд”, — говорил Даль.
(Из журнала)
• Запишите под диктовку. Начертите схемы предложений с прямой речью.
• Подчеркните в предложениях текста сказуемые, определите тип сказуемого в каждом предложении.
• Найдите необособленные приложения, подчеркните их, объясните особенности правописания.
• Найдите прилагательное в превосходной степени, укажите, как оно образовано.
• Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью и запишите, расставляя знаки препинания. Как изменится пунктуация?
IV
• Что такое для вас дорога? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какие литературные произведения вы читали, где автор уделяет внимание дороге? Какова роль мотива дороги в произведениях устного народного творчества?
• Послушайте текст Л. Озерова. Скажите, что такое дорога для автора данного текста?
Люблю дорогу. Поездки по стране даровали мне не только радость пути, не только чувство больших расстояний, но и показали исторический пейзаж нашего Отечества. “Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти”, — Говорил Бальзак. Так дорога из понятия пространственного, географического стала для меня понятием духовным, а само пространство — протяжённостью во времени.
Дороги вели меня из дома и возвращали домой. Очевидно, в такой час возвращения и были сказаны слова о “дыме Отечества”.
• Запишите текст под диктовку.
• Проведите синтаксический разбор предложения с прямой речью, начертите его схему.
• В предложении 2 подчеркните: а) грамматическую основу, укажите способ её выражения; б) прямые дополнения, укажите способ их выражения.
• Найдите в тексте вводное слово, определите его значение.
• Объясните, как вы понимаете слова Л. Озерова: “Так дорога из понятия пространственного, географического стала для меня понятием духовным...”
• В последнем предложении текста приведена цитата из комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова. Его герой Чацкий, вернувшись на Родину, говорит: “И дым Отечества нам сладок и приятен!” Как вы понимаете смысл этого выражения?
V
• Послушайте стихотворение. О чём оно? Как оно построено?
* * *
Когда я на мир смотрю,
он твёрдо мой взгляд встречает.
“Ты — хаос”, — я говорю.
“Гармония”, — он отвечает.
Я говорю: “Не мир, а мираж,
игра пустоты блестящей”.
Он отвечает: “Оставь кураж.
Я — настоящий”.
“Ты, — говорю, — от меня отчуждён.
Причуда ты, а не чудо”.
“В зеркало глянь, — отвечает он. —
Не я ли смотрю оттуда?..”
(Ш. Вёреш)
• Запишите под диктовку. Начертите схемы предложений с прямой речью из последнего четверостишия. Объясните смысл расстановки отделительных знаков препинания в прямой речи.
• Найдите в первом четверостишии антонимы.
Распределительные диктанты
I
• Заполните таблицу диктуемыми предложениями.
Прямая речь находится впереди слов автора. |
|
Прямая речь находится после слов автора. |
|
Прямая речь разрывается словами автора. |
1) Ещё наши предки говорили тем, кто покупал много книг: “Не в библиотеку клади, а в душу”. (Б. Горбачевский) 2) “Ничего, — ответил я устало, — просто лес качался и шумел и дорогу снегом заметало...” (Н Рубцов) 3) “Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл...” — писал о Чехове Горький. 4) “Мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите”, — требовал Мусоргский от музыкантов. 5) Вспоминая о детстве, Л. Толстой писал: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора!..” 6) “Книги читай, — говорит пословица, — а дела не забывай”.
• Начертите схемы записанных предложений.
II
• Запишите только предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы.
1) Л.С. Выготский считал, что литература — такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. 2) Островский не раз говорил, что его задача — служить русскому драматическому искусству. 3) О творчестве И.А. Крылова К.Н. Батюшков сказал: “Его басни переживут века!” 4) ““Песнь о Роланде”” — один из самых замечательных памятников народного поэтического творчества”, — пишет И. Оренбург.
• В чём особенность строения остальных предложений?
• Как вы думаете, почему у К.Н. Батюшкова такая уверенность в бессмертии басен И.А. Крылова?
III
• Послушайте высказывание известного лингвиста М.В. Панова. Определите стиль речи текста. Докажите свою точку зрения: отметьте характерные признаки данного стиля.
Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: “Уф, я позавчера полностью овладел языком!” Язык — неисчерпаем.
• Послушайте ещё раз. Запишите предложение с прямой речью. Начертите схему. Проведите синтаксический разбор данного предложения.
• Составьте и запишите предложение, в котором прямая речь будет находиться перед словами автора. Как изменится пунктуация предложения? Охарактеризуйте в записанных предложениях порядок слов подлежащего и сказуемого. Одинаковый он или разный?
IV
• Прослушайте текст и запишите только предложение(-я) с прямой речью. Начертите схему(-ы).
В одном из своих юношеских стихотворений Лермонтов высказывает такое желание: “Во всём дойти до совершенства”. Достигнуть совершенства ему удалось и в “Герое нашего времени”, и в стихах зрелого периода. “Никто не писал у нас такой благоуханной прозой”, — писал о Лермонтове Гоголь. В лирике Лермонтов является единственным достойным соперником Пушкина.
Своими достижениями в поэзии Лермонтов обязан не только природным дарованиям, но и необычайному упорству в овладении стихотворным мастерством...
(По И. Розанову)
• Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью и запишите их. Как изменится пунктуация?
Графический диктант
• Представьте диктуемые предложения в схемах.
1) “Безделье — мать пороков”, — предупреждает пословица. 2) “Я обязан своими успехами тому, — говорил адмирал Нельсон, — что никогда в жизни не тратил даром и четверти часа”. 3) “Как красив человек труда!” — восклицает поэт. 4) Известный русский писатель-классик Д. Гранин заметил: “Человек стал человеком, когда он стал творцом”.
Творческий диктант
1) Что от сердца идёт, то сердце не забудет. (Пословица) 2) И какой же русский не любит быстрой езды? (Я. Гоголь) “Мир Бунина — это мир зрительных и звуковых впечатлений”. (А. Блок)
• Запишите данные высказывания в виде предложений с прямой речью. В качестве слов автора используйте наиболее подходящие глаголы, данные в словах для справок. Слова автора ставьте перед цитатой, после неё и в середине.
Слова для справок: писать, размышлять, рассуждать, вопрошать, убеждать, внушать, говорить, просить, призывать, провозглашать, продолжать, пояснять, помнить, считать, подтверждать, советовать.
• Начертите схемы записанных предложений.
• Запишите предложение.
Как-то Д. Лихачёв написал: “Я живу с ощущением расставания”.
• Замените прямую речь косвенной. Сопоставьте две формы передачи чужой речи. Как изменится пунктуационное оформление данных предложений? Запишите полученные предложения.