Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
Обособленные обстоятельства - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Объяснительные диктанты
I
1) Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. 2) Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. 3) На востоке уже занималась, синея, заря. 4) Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включали лампочек над пультами. 5) За окнами дрожали, погасая, редкие и жалкие огни деревень. 6) Дед Семён был чистейшим образцом русского характера — гордого, благородного и щедрого, несмотря на внешнюю скудость своей жизни. 7) На мачтах торжественно гудели паруса и, ликуя, хлопали поднятые командой праздничные знамёна.
(К. Паустовский)
• Подчеркните обособленные обстоятельства, укажите способ их выражения.
• Найдите слова с чередующейся гласной в корне, объясните их правописание.
• Найдите прилагательное в превосходной степени. Укажите, как оно образовано.
• Проведите синтаксический разбор предложения 6.
• Определите значение слова скудость.
II
* * *
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.
(Б. Окуджава)
• Подчеркните обособленные обстоятельства, укажите способ их выражения.
• Разберите деепричастия по составу. В чём особенность морфемного состава деепричастий? Какая ещё часть речи не изменяется?
• Объясните правописание слов: понимать, с полуслова, не ошибиться, короткая.
• Объясните значение слова потакая (из предпоследней строки).
III
• Послушайте отрывок из стихотворения Александра Полежаева “Водопад”.
Водопад
Между стремнин с горы высокой
Ручьи прозрачные журчат,
И вдруг, сливаясь в ток широкий,
Являют грозный водопад.
Громады волн буграми хлещут
В паденье быстром и крутом
И, разлетевшись, ярко блещут
Вокруг серебряным дождём;
Ревёт и стонет гул протяжный
По разорвавшейся реке
И, исчезая с пеной влажной,
Смолкает глухо вдалеке.
(А. Полежаев)
• Запишите под диктовку, подчеркните обособленные обстоятельства, укажите способ их выражения.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: “Роль деепричастий и деепричастных оборотов в стихотворении А.И. Полежаева "Водопад"”.
IV
• Послушайте высказывание древнекитайского философа Сюньцзы. Как вы понимаете его смысл?
Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учёности.
• Запишите под диктовку, объясните правописание НЕ со словами (указывайте части речи).
• Какие предложения по наличию грамматических основ вы записали? Определите вид односоставных предложений. Чем осложнены данные предложения? Выделите графически обособленные члены предложения, укажите способ их выражения.
• Проведите фонетический разбор слова предков. Какое фонетическое явление происходит в данном слове? Объясните его причину.
V
Хорошая книга — это дверь, которая раскрывается перед тобой, впуская тебя в какой-то новый уголок жизни. Это окно, распахнув которое, мы можем увидеть столько интересного, полезного, важного, что на всю жизнь западает в душу и в память. А прислушайся, читая хорошую поэтическую книгу, как поёт каждая её страница, сколько голосов в ней, как она настраивает твой слух, чтобы ты лучше внимал всем звучаниям мира и вернее разбирался в них...
А детская книга ко всему ещё служит чем-то вроде отметинки на стене, где меряют рост ребят. Вот погляжу я, какую книжку читает девчурка или мальчонка, и понимаю, до какой зарубочки-отметинки доросло понимание этого читателя или читательницы, на каком уровне их интересы.
(Л. Кассиль)
• Выделите в тексте все обособленные обстоятельства, укажите способ их выражения. Определяемые слова возьмите в рамочку.
• Проведите синтаксический разбор предложения 1. Начертите его схему.
• Найдите все односоставные предложения, определите их вид.
• Укажите части речи в первом предложении второго абзаца. Докажите, что слово вроде имеет созвучные с ним слова среди других частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучных слов.
VI
• Послушайте стихотворение Бориса Пастернака “Тишина”. Какие звуки вы “услышали”? Почему поэт назвал своё стихотворение “Тишина”? Какое состояние души, настроение автора выражено в этом стихотворении? Какими языковыми средствами выразительности оно передано?
Тишина
Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыди.
Отсюда, уверяют, лось
Выходит на дорог развилье.
В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине.
Действительно, невдалеке
Средь зарослей стоит лосиха.
Пред ней деревья в столбняке.
Вот отчего в лесу так тихо.
Лосиха ест лесной подсед,
Хрустя обгладывает молодь.
Задевши за её хребет,
Болтается на ветке жёлудь.
Иван-да-марья, зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанные ворожбой,
Глазеют, обступив кустарник.
Во всём лесу один ручей
В овраге, полном благозвучья,
Твердит то тише, то звончей
Про этот небывалый случай.
Звеня на всю лесную падь
И оглашая лесосеку,
Он что-то хочет рассказать
Почти словами человека.
(Б. Пастернак)
• Запишите стихотворение под диктовку.
• Какие виды обособления представлены в тексте стихотворения? Подчеркните все обособленные члены, укажите способ и причину их обособления.
• Почему в четвёртой строфе одиночное деепричастие не обособляется?
• Какое пунктуационное правило иллюстрирует предложение последней строфы?
• Объясните лексическое значение слов: подсед; столбняк; падь. (Ключ: 1) (нижний ярус растений); 2) (оцепенение, состояние полной неподвижности); 3) (глубокий овраг)
Выборочные диктанты
I
1) Вы в залу входите танцуя. (Л. Толстой) 2) Две гитары, зазвенев, жалобно заныли. (А. Григорьев) 3) Черпунов не торопясь открыл крышку. (К Паустовский) 4) Я готовился в университет, но работал очень мало и не торопясь. (И. Тургенев) 5) Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. (Л. Толстой) 6) Лакей, не оборачиваясь, бормотал что-то про себя, развязывая чемодан. (М Лермонтов) 7) Ходил Никонов согнув спину. (М. Горький)
• Найдите предложения с обособленными обстоятельствами, обстоятельства подчеркните.
• Объясните, почему не обособляются обстоятельства в остальных предложениях.
II
1) Старик, согнувшись, сидит в темноте, в безмолвии. 2) Помню, как мягко и беззаботно шумел летний ветер в шелковистой листве берёзы, путая эту листву и склоняя до самых колосьев тонкие гибкие ветви... 3) Избы стояли нахохлившись, как куры в непогоду. 4) Знойные и сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы. (И. Бунин) 5) Работал он не покладая рук. (М. Горький) 6) В тумане то и дело показывались, пролетая, какие-то птички. (М. Пришвин)
• Найдите предложения с обособленными обстоятельствами, обстоятельства подчеркните.
• Объясните, почему не обособляются обстоятельства в остальных предложениях.
III
(1)Региональная культура — органичная часть культуры отечественной, мировой культуры. (2)3амечательные земляки, связанные с “малой родиной” или рождением своим, или судьбой, судьбоносными “завязями” нравственно-духовных исканий, оставили нам бесценное наследие. (З)Изучая это наследие, опираясь на опыт предшественников, извлекая морально-этические и эстетические уроки из их творчества, мы постигаем историю Отечества, материальную и художественную культуру человечества.
(В. Шахов)
• Пронумеруйте записанные предложения.
• Укажите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство. Проведите синтаксический разбор этого предложения. Укажите способ выражения обособленного обстоятельства.
• Укажите номер предложения, в котором есть обособленное определение. Чем ещё осложнено это предложение?
IV
Человек, лишённый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастлив.
Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. Такой человек плохая мишень для злых шутников. Попав в смешное комическое положение, он не смутится, не сконфузится, не испытает чувство ложного стыда, желания “провалиться сквозь землю” и этим лишит других удовольствия посмеяться над ним.
Чувство юмора надо ценить, развивать и беречь. Чувство юмора, этот жизнестойкий витамин, помогает подчас человеку в самые трудные минуты его жизни.
(По С. Михалкову)
• Пронумеруйте записанные предложения.
• Укажите номер предложения с обособленным приложением.
Приложение подчеркните, укажите причину обособления.
• Какие ещё обособленные члены есть в предложениях текста?
Выделите их, укажите способ выражения и причину обособления.
Творческий диктант
1) Пословицы обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. 2) Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрёл в город. 3) Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. 4) Поплавок качался, осторожно ёрзал то вправо, то влево, дрожал, но не тонул.
• Преобразуйте записанные предложения с однородными сказуемыми в предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.