Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской
Предложения с однородными членами - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Объяснительные диктанты
I
1) Нужда научит Фому и говорить, и горшки узнавать, и водицу варить. 2) Стремись захватить не мир, а его знание. 3) Иной раз и честно, да неуместно. 4) Дорого дерево не только плодами, но и листьями. 5) Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый. 6) Вьюги да метели под февраль полетели. 7) Покоряй сердце любовью, а не страхом. 8) Из тумана либо роса, либо дождь. 9) Велик звон, да не красен. 10) Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом тешит, да ухо морозом рвёт. 11) Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. 12) Пусть нас минуют козни и подвохи, раскаянье лисы и плач пройдохи. 13) Холоден сентябрь, да сыт. 14) Дождь мелко сеется, да долго тянется.
(Пословицы)
• Подчеркните однородные члены как члены предложения.
• Возьмите союзы, которые связывают однородные члены, в овал; укажите вид каждого сочинительного союза по значению.
• Обозначьте части речи в предложении 3. Какой частью речи является слово “и” в данном предложении?
• Начертите схему предложения 9. Почему перед одиночным сочинительным союзом “да” поставлена запятая?
• Проведите синтаксический разбор предложения 12, начертите его схему.
• Запишите в транскрипции слова: тянется, хлеб.
• Найдите слова с непроизносимой согласной в корне. Объясните их правописание.
II
1) На четвёртый день пути наши путники должны были переменить почтовых лошадей на долгих и свернуть с большой почтовой дороги на просёлочную. (К. Ушинский) 2) Широко глаза расставлены, и хитрят, хитрят слегка эти синие хрусталины из-под низкого платка. (Е. Винокуров) 3) Я земной шар чуть не весь обошёл, и жизнь хороша, и жить хорошо. (В. Маяковский) 4) В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь. (К. Паустовский) 5) Он подвёл сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь. 6) Пьеру за бостонным столиком пришлось сидеть против Наташи, и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. 7) Князь Андрей молчал, но княгиня заметила ироническое и презрительное выражение, появившееся на его лице. (Л. Толстой)
• Подчеркните члены предложения, которые соединяет союз “и”.
• Есть ли однородные члены в предложении 2? Обоснуйте свой ответ.
• Найдите предложения: а) с обособленным причастным оборотом; б) с необособленным причастным оборотом. Выделите причастные обороты графически, определяемые слова возьмите в рамку.
• Начертите схемы предложений 3 и 4.
• Найдите в предложении 5 слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука (исписанную).
III
1) Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан. (С. Есенин) 2) Красноватый и дымный шнур огня и копоти ронял тусклый и ровный свет в закопчённую темноту кузницы. (Е. Носов) 3) Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья. (М Пришвин) 4) Он умолк и долго сидел неподвижно и устремив глаза на небо. (И. Тургенев) 5) И день и ночь шли дожди. 6) Человек вы хотя и добрый, но слабый. (А. Куприн) 7) Хозяйка первая услыхала стук в ворота и лай собаки и растолкала от сна Анисью и Захара, сказав, что барин воротился. (И. Гончаров)
• Объясните в записанных предложениях расстановку знаков препинания. Начертите схемы предложений.
• Проведите синтаксический разбор сложного предложения.
• Объясните правописание слов холщовый, закопчённую, постоянно, неподвижно. Определите их части речи.
• Запишите в транскрипции слова: (у) берёзки, её.
• Выпишите одно наречие и одно деепричастие, разберите их по составу. Что общего у наречия и деепричастия с точки зрения морфемики?
IV
Пушкин писал удивительно сжато, коротко, лаконично. Каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Он не любил подробно разъяснять свою мысль, он рассчитывал на внимательного читателя, умеющего разобраться в содержании стихотворения, правильно осмыслить его образы и расшифровать заключающиеся в нём намёки.
Стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию.
(С. Бонди)
• Укажите синтаксическую роль однородных членов предложения и способ их выражения.
• Начертите схемы предложений с однородными членами.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания учёного С.М. Бонди: “Каждое слово у него [Пушкина] полно смысла и поэтичности”. Аргументируйте свои рассуждения, опираясь на творчество А.С. Пушкина.
• ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из следующих тем: 1) “Стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию” (С.М. Бонди); 2) Моё Любимое стихотворение А.С. Пушкина.
V
Слово о словах
Слово — тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и живой водой, возвращающей веру в добро, и раскалённым железом. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание.
Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное слово может оскорбить, ошеломить человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал.
(По В. Сухомлинскому)
• Обоснуйте расстановку знаков препинания в записанных предложениях.
• Подчеркните все однородные члены как члены предложения.
• Выделите орфограммы в причастиях, объясните их правописание.
• Выпишите по одному слову с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная в корне”; б) “Проверяемая безударная гласная в корне”. Обоснуйте выбор гласной буквы.
Выборочные диктанты
I
1) Дорога шла то лесом, то открытыми полями. (Б. Пастернак) 2) На улице сегодня то солнце светит, то дождь идёт. 3) Ветер осенний наводит печаль, по небу тучи осенние гонит. (М Лермонтов) 4) Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла. (С. Есенин) 5) Медали, медали, медали звенели в его словах. (С. Есенин) 6) Солнце смотрит с небес, и блестит, и горит, по полям и лугам разливается. (С. Дрожжин) 7) С ростом богатства растут и заботы. (Гораций) 8) Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. (М Лермонтов) 9) Вокруг канала то ли парк, то ли бульвар. (К. Симонов) 10) То ли коробка попала в сугроб и теперь лежала глубоко под снегом, то ли её утянул какой-либо прохожий... 11) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (М. Лермонтов) 12) Мы с братом проснулись сегодня ни свет ни заря. 13) На острове не было ни тропинки, ни дорожки, и дети пошли прямо по высокой траве. (Т. Крюкова)
• Найдите предложения, в которых есть однородные члены. Укажите синтаксическую роль однородных членов. Как они связаны?
• Выделите предложения, в которых нет однородных членов. Обоснуйте свой выбор.
(Ключ; Нет однородных членов в предложениях: 2, 8 — в составе этих сложных предложений нет однородных членов; 5 — повторяющиеся слова не являются однородными членами; 7 — в данном предложении нет однородных членов, “и” — усилительная частица; 12 — слова во фразеологизмах с повторяющимися союзами не являются однородными.)
• Укажите сложные предложения, в составе которых есть однородные члены. Начертите схемы этих предложений.
II
1) Труд есть как закон искусства, так и жизни. (О. Бальзак) 2) Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. (Д. Менделеев) 3) Молчанием можно не только много сказать, но и много сделать. (Капиев) 4) Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков. (Демокрит) 5) Нравственные добродетели состоят не столько в наличии достоинств, сколько в отсутствии недостатков. (Ф. Шатобриан) 6) Дружба заботой да подмогой крепка. 7) Невелика птичка, зато поёт хорошо. 8) Мал язык, да всем телом владеет. (Пословицы) 9) Победи своё сердце и гнев. (Античный афоризм) 10) Мал золотник, однако дорог. 11) Работа страшна глазам, а не рукам. (Пословицы) 12) Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок. (Вс. Рождественский) 13) Тень лавровых листьев или опьяняет, или усыпляет нас. (Пифагор) 14) Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы. (Монтень)
• Выберите только те предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами. Союзы возьмите в овал, однородные члены подчеркните как члены предложения.
• Укажите значения сочинительных союзов, которые связывают однородные члены в других предложениях.
III
1) Вода отламывала прозрачные льдинки и сталкивала их друг с другом. 2) Перепадали частые дожди, и на берёзовых листьях появилась первая желтизна. 3) Поезд вышел в луга, и стал виден во всю его ширь тихий закат. 4) Мы сговорились честно работать с утра до обеда и не соблазнять в это время друг друга рыбной ловлей. 5) Я присматривался к работе своих товарищей, отыскивал высказывания самых разных писателей и поэтов, читал их письма, дневники, воспоминания. 6) Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдельные берёзы, и они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли. 7) Я сидел в тени вяза, лениво собирал цветы и травы, и в сердце подымалась какая-то родственная любовь к каждому колоску.
(К. Паустовский)
• Выберите предложения, в которых союз “и” соединяет однородные члены. Однородные члены подчеркните, союз возьмите в овал.
• Какова роль союза “и” в других предложениях?
Графический диктант
1) Четверо братьев и не сходятся, и не расходятся, и не отстают, и не догоняют. (Колёса) 2) Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним крылом. (Ночь) 3) Жёлтый на плетях цветок дать начало плоду смог, и зелёные ребятки дружно выросли на грядке. (Огурцы) 4) Нагнут меня ребятки — и дождь пойдёт на грядки. (Лейка) 5) Уточка ныряет, хвост теряет. (Иголка) 6) На нём я прыгаю, скачу и сальто в воздухе кручу. (Батут) 7) Деревянная темница, а в ней хлеб всегда хранится. (Хлебница) 8) День и ночь кричит, а не устаёт. (Водопад) 9) Под землёй птица гнездо свила, яиц наносила. (Картофель) 10) Рогатый коняжка то на воле, то в упряжке. (Олень) 11) Сами не едим, а людей кормим. (Ложка)
• Начертите схемы только простых предложений с однородными членами. Укажите в схемах синтаксическую роль однородных членов.
Творческий диктант
• Составьте и запишите предложения по схемам.
1) O и О.
2) О, и О, и О.
3) и О, и О.
4) [ ], [ ].
5) не только О, но и О.
6) как О, так и О.