Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИС И КУЛЬТУРА РЕЧИ - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с содержанием понятия “культура речи”, особенностями взаимосвязи синтаксиса и культуры речи; обучения правильному употреблению формы зависимого слова при управлении, правильному построению предложения с деепричастным оборотом, использованию синтаксических синонимов во избежание повторов |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки для самостоятельной работы |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа по теме урока. 1. Беседа. 2. Практическая работа. 3. Фронтальная работа. 4. Работа по карточкам |
- Прочитайте текст упр. 443 о том, что такое культура речи. Назовите три составляющих компонента культуры речи. Охарактеризуйте каждый из них. Дает задание выполнить упр. 444. - Укажите причину ошибок в приведенных примерах. Запишите исправленный вариант. Дает задание выполнить упр. 445. Раздает ученикам карточки. (См. Ресурсный материал.) Задание: исправить ошибки |
Читают текст упражнения; выделяют информацию, необходимую для ответа. Отмечают, что ошибки связаны с неправильным построением словосочетаний. Исправляют их, записывают верный ответ. Заполняют примерами вторую колонку, в третьей записывают исправленные словосочетания. Исправляют ошибки, проверяют друг друга |
Извлекают необходимую информацию из текста упражнения, ответов сверстников, уточнений учителя. Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Осуществляют контроль учебных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учеб- ной деятельности |
- Над какой темой работали? - Какие задания выполняли? - Какие задания вызвали затруднения? Почему? Домашнее задание: упр. 446 |
Отвечают на вопросы. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
1. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями.
2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
3. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года.
4. Он ушел, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя.
5. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей.
6. Пройдя несколько комнат, он был встречен самим графом.
7. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
8. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.
9. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
10. Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.
11. Мне было плохо, возвращаясь домой.
12. Работая над сочинением, не раз в голову приходила мысль все перечеркнуть.
13. Подходя к магазину, мне очень повезло.
14. Отвечая на вопросы, было очень трудно, даже в жар бросало.
15. Небо затянуло, покрываясь тучами.
16. Ему, занимаясь плохо, нечего делать в институте.