Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для повторения материала по теме “Синтаксис и пунктуация”; обучения алгоритму рассуждения при постановке знаков препинания, разграничению употребления знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение). Способствовать пониманию значения пунктуации для оформления письменной речи, взаимосвязи синтаксиса и пунктуации |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Голуб, И. Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000; предложение для пунктуационного и синтаксического разбора |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|
II. Актуализация опорных знаний. Устная работа |
- Прочитайте текст упр. 437. Какую роль играет пунктуация |
Знакомятся с текстом упражнения. Приходят к выводу, что пунктуация является средством оформления письменной речи, ее смыслового членения |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из учебника. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
|
III. Работа по теме урока. 1. Знакомство с алгоритмом синтаксического разбора. |
- Запишите предложение, не расставляя знаки препинания. В саду, около пруда, было темно, и только кое-где сквозь листья просачивался бледный свет луны. - Выделите грамматические основы, подчеркните их. Сколько основ входит в это предложение? Сложное оно или простое? Установите границы каждой части. Для этого найдите группы подлежащего и сказуемого. Покажите графически. Поставьте разделительный знак между частями предложения. Выделите овалом союз, определите тип союза. - Теперь проведем анализ простых предложений в составе сложного, чтобы узнать, требуются ли еще какие-то знаки препинания. - Есть ли условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым в каждой части? Осложнены ли простые предложения? Чем? Поставьте необходимые выделительные знаки препинания. Просмотрите каждое предложение, встречаются ли в них языковые средства, грамматически не связанные с членами предложения? |
Записывают предложение. Выделяют грамматические основы; приходят к выводу, что это сложное предложение, состоящее из двух простых; находят границы частей, определяя группу подлежащего и сказуемого в каждой части; ставят разделительный знак препинания между частями предложения. Проводят анализ простых предложений в составе сложного. Выясняют, что подлежащие и сказуемые не требуют постановки тире между ними. Замечают, что первое предложение осложнено уточняющим членом предложения, выделяют его запятыми. Отмечают, что языковых средств, грамматически не связанных с членами предложения, нет. |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий, логические действия. |
|
2. Практическая работа. 3. Фронтальная работа |
Дает задание выполнить упр. 439. |
Пользуясь алгоритмом, проводят анализ предложений. Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях |
Извлекают необходимую информацию из учебника. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
|
Дает задание выполнить упр. 440 |
||||
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Почему важно понимать синтаксический строй предложения? Домашнее задание: упр. 436 |
Делают выводы и обобщения. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
|
Записывают, задают уточняющие вопросы |