ПРЯМАЯ РЕЧЬ - ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ПРЯМАЯ РЕЧЬ - ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со структурой предложений с прямой речью, правилами постановки знаков препинания, текстообразующей ролью предложений с прямой речью; обучения конструированию комментирующей части предложения, правильной постановке знаков препинания, обнаружению комментирующей части в интерпозиции, графическому составлению схем предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи, соотнесению структуры предложения и его графическому обозначению, выделению в произношении комментирующей части

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Мет предметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: материал для повторения; тестовые задания

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Повторение изученного материала

На доске записаны предложения с прямой речью.

1) “Надо достать лодку”, - промолвил наконец Ермолай. (И. Тургенев.)

2) “Лодка есть, - сказал Сучок глухим и разбитым голосом, - да больно плоха”. (И. Тургенев.)

3) “Паклей заткнуть можно”, - заметил Ермолай.

(И. Тургенев.)

4) “Где же вожатый?” - спросил я у Савельича. (А. Пушкин.)

5) “Доктор у себя?” - быстро спросил вошедший.

(А. Чехов.)

Заменяют, где возможно, прямую речь косвенной

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий

III. Работа по теме

урока

Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на с. 230 учебника

Читают теоретический материал, рассматривают схемы; приводят примеры, условные обозначения комментирующей части, читают правила нас. 230-231

Владеют навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений учителя

IV. Закрепление изученного материала

1. Дает задание выполнить творческую работу по упр. 407.

2. Дает задание выполнить упр. 408.

3. Дает задание выполнить упр. 409.

4. Дает задание выполнить упр. 411.

5. Организует выполнение самостоятельной работы по упр. 412.

6. Дает задание выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.)

Придумывают к предложениям комментирующую часть, записывают предложения.

Выполняют устно. Читают выразительно по ролям, правильно произносят комментирующую часть. Находят предложение, в котором комментирующая часть входит в прямую речь.

Записывают предложения и к каждому из них подбирают схемы из данных справа.

Выполняют устно. Читают шутку по ролям, соблюдая интонацию. Делают вывод, в каком случае комментирующая часть не нужна. Придумывают комментирующую часть и вставляют ее в середину прямой речи после выделенных слов, записывают предложения.

Выполняют тестовые задания

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: учить правило на с. 230-231; выполнить упр. 410

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Тестовые задания

1. Укажите, в каком предложении с прямой речью допущена пунктуационная ошибка.

а) А Балда приговаривал с укоризною: “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною”.

б) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?”

в) “Эй, Влас! - воскликнул Туман, - Здорово, брат”.

г) “Нет, ты смотри! - поражался Андрей. - Когда они все вырасти успели?”

Ответ: в).

2. Укажите схему с неправильной расстановкой знаков препинания.

Ответ: а).

3. Укажите верно оформленные предложения с прямой речью.

а) “Где твой дневник”? - спросила мать.

б) Я спросил у Оли - “Как идут твои дела?”

в) “Вот твой новый учитель”, - сказал отец.

г) “Что за чудный пес!” - ликовал я.

Ответ: в); г).






Для любых предложений по сайту: [email protected]