Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ВСТАВНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с назначением вставных конструкций, правилами выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; обучения обнаружению вставных конструкций в тексте, выделению их на письме знаками препинания; способствовать формированию умения употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Мета предметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: материал для проведения орфографической работы; материал для проведения диктанта |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Орфографическая работа |
Сделать по-моему, по моему предложению, выполнить точь-в-точь, все-таки встретиться, греет не по-весеннему, явиться нежданно-негаданно, двигаться еле-еле, говорить по-французски, северо-западный ветер, белокаменный дом, свежезамороженные фрукты |
Выполняют орфографическую работу |
Владеют базовыми предметными понятиями. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль учебных действий |
III. Работа по теме урока |
- В отличие от вводных слов и предложений вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения, поправки. Они увеличивают объем информации, которая содержится в предложении. Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции не делают предложение сложным: если оно было простым, то таким и остается. На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным знаком - скобками, иногда тире. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире; обозначают большую паузу в речи. Вставные конструкции в устной речи произносятся в ускоренном темпе и с понижением тона. На доске записано предложение: В самом центре Азии, за лесами, за снежными перевалами лежит почти неизведанная страна Тофалария (тофы - самая малочисленная народность нашей страны), страна оленеводов и охотников. Задание: Найти в предложении вставную конструкцию, определить ее назначение. - Обратите внимание, как на письме выделяется вставная конструкция. Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на с. 213 учебника |
Внимательно слушают. Выполняют задание. Читают учебную статью |
Извлекают необходимую информацию из различных источников: рассказа учителя, учебника. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, навыками работы с учебником, умением работать с учебной статьей, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебных действий. Принимают и сохраняют учебную задачу. Умеют слушать |
IV. Закрепление изученного материала |
1. Дает задание выполнить упр. 385. 2. Дает задание выполнить упр. 387. |
Выполняют задания. |
Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. |
3. Организует выполнение творческой работы по упр. 389. 4. Проводит диктант. (См. Ресурсный материал.) Задания: 1) Определить назначение вставных конструкций. 2) Определить значение вводных слов |
Выполняют творческую работу. Пишут диктант. Выполняют задания |
Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
|
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Над какой темой работали? - Что нового узнали? - Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему? - Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: учить правила на с. 213 (§ 62); выполнить упр. 390 |
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Диктант
К концу охоты, словно на прощание, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно зачерпнулось и пошло ко дну, к счастью, не на глубокое место.
Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
(И. Тургенев.)