ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ПО ТЕКСТУ А. АВЕРЧЕНКО - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ПО ТЕКСТУ А. АВЕРЧЕНКО - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Тип урока: развитие речи

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения работы по развитию речи; способствовать развитию познавательных психических процессов

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Голуб, И. Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАД ОС, 2000; Зелинская, С. Правописание н и нн в разных частях речи. URL : http://rus.lseptember.ru/article.php?ID=200102211; толковый словарь русского языка

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Работа с текстом изложения.

1. Чтение текста.

Читает текст упр. 26.

Слушают учителя, сверяясь с текстом.

Умеют слушать.

2. Анализ текста (беседа).

- Определите стиль и тип текста.

- От чьего лица ведется повествование в тексте?

- Что означает “написать изложение от третьего лица”? Какими словами вы сможете заменить местоимение л?

- О чем этот текст?

- На какие три основные части можно разделить текст?

- О чем говорится в первой части? Во второй? В третьей?

- Сократите содержание первой части до двух предложений. Для этого выделите ключевые слова в первой части. Повествование ведите от третьего лица.

- Куда рассказчик уходил и для чего? О чем он мечтал? Свяжите место, где герой проводил время в уединении, с его мечтами.

- Опишите пиратские сокровища.

- Опишите место, где прятался рассказчик, наблюдая за пиратами. Что он видел?

- Чем заканчивается повествование?

Принимают активное участие в беседе, отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения.

Несколько учеников предлагают свои варианты сокращения текста, класс обсуждает их ответы.

Отмечают, что герой мечтал на пустынном берегу моря, у подножия одинокой скалы. Это место навевало ему мысли о пиратах.

Строят описания максимально близко к тексту.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками работы с текстом. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Умеют слушать. Извлекают необходимую информацию из различных источников (текста, ответов сверстников).

3. Составление плана текста.

- Озаглавьте каждую часть.

Примерный образец:

1. Реальная жизнь мальчика.

2. Мечты мальчика:

а) место уединения;

б) пиратский корабль с сокровищами;

в) тайна пиратов.

3. Любовь к книгам.

Предлагают свои варианты заголовков текста.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, навыками контроля учебных действий.

4. Работа с трудными словами и ошибкоопасными местами

- Пользуясь словарем, объясните значения слов верста, утварь.

На доске записаны слова: Севастополь, Филиппинские острова, испанские дублоны, Луи Буссенар, капитан Майн Рид.

- Выпишите слова с орфограммами, данными в скобках. Объясните их написание

Работают с толковым словарем.

Определяют, в какой части изложения смогут употребить эти слова.

Выписывают слова из текста упражнения

Владеют навыками работы со словарной статьей, самоконтроля учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

III. Повторное чтение текста, пробный пересказ

Повторно читает текст. Предлагает ученикам составить пробный пересказ от третьего лица

Слушают текст. Пробуют пересказать его по частям (один ученик - одну часть)

Умеют слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

IV. Написание изложения

Дает ученикам возможность просмотреть текст, организует написание изложения

Бегло читают текст. Пишут изложение

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий






Для любых предложений по сайту: [email protected]