Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с порядком проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения, обучения выполнению устного и письменного синтаксического разбора |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для цифрового диктанта; предложение для синтаксического разбора; тестовые задания |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|
II. Актуализация опорных знаний. Цифровой диктант по теме “Односоставные предложения” |
- Начертите таблицу из четырех столбцов, каждый столбец назовите по типу односоставных предложений (определенно-личные, безличные, назывные, неопределенно-личные), укажите номера предложений в соответствующих столбцах. (См. Ресурсный материал.) |
Устно определяют вид предложения, распределяют номера предложений по соответствующим столбцам |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют базовыми предметными понятиями |
|
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- Прочитайте образец синтаксического разбора, предложенный в учебнике на с. 118. - По аналогии с предложенным образцом выполните синтаксический разбор данного предложения: Проехали большое торговое село. |
Читают теоретические сведения, предложенные в учебнике. Выполняют синтаксический разбор предложения по образцу. Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. |
Владеют навыками работы с текстом, самостоятельной работы. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. |
|
2. Устная разминка: тестовые задания. |
- Найдите ошибку в характеристике предложения: Преодолели еще один горный перевал. а) Простое; б) односоставное; в) нераспространенное; г) неопределенно-личное. Ответ: в. - Отметьте односоставное предложение. а) В пять лет мальчик уже читает и пишет. б) Ты принес мне книгу? в) Мне нездоровится. г) В доме кипит самовар. Ответ: в. - Какая характеристика соответствует данному предложению? Нечего из мухи слона делать. а) Двусоставное; б) односоставное, безличное; в) односоставное, определенно-личное; г) односоставное, неопределенно-личное. Ответ: б. |
Выполняют в тетрадях тестовые задания, затем проверяют выполненную работу фронтально. |
Владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, самостоятельной работы. Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебных действий. |
|
3. Фронтальная работа |
Дает задание выполнить упр. 216. - Выполните синтаксический разбор предложений |
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях |
Владеют навыками конструктивного взаимодействия |
|
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: подготовить ответы на контрольные вопросы на с. 118-119 учебника; упр. 217 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |
|
Ресурсный материал
1. Наконец-то приехали.
2. Ночь.
3. Мне не спится по ночам.
4. Нужно спать.
5. Иду, пою.
6. От тучи подуло сильным влажным ветром.
7. Уж светало.
8. Хотелось упасть коленями на гладко-теплую землю...
9. Землю обойдем, потом пойдем на Марс.
10. Проехали большое торговое село.
11. А из сада в раскрытые окна несло запахом сирени, душистого тополя.
12. По берегу все еще стреляли.
13. Снег, муть, пески.
14. Ужасно его жалко.
15. Уже перед темнотой Сабурова еще раз засыпало землей.
16. Пахнет от войлока степным июльским зноем, полынью, ширью песков.