СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с основными элементами составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма), способами выражения вспомогательного глагола, нахождения составного глагольного сказуемого, определения значения вспомогательного глагола, способов его выражения, правильного использования составных глагольных сказуемых в речи. Содействовать развитию познавательных психических процессов, воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: карточки для работы у доски; схема на доске “Составное глагольное сказуемое”


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация

опорных знаний

Организует проведение устного опроса по материалам

о сказуемом и способах его выражения, видах сказуемого, способах выражения простого глагольного сказуемого; работу с карточками у доски.

- Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1. Молодость и природа ускорил.. мое выздоровление. (А. Пушкин.)

2. Толпа напоминал.. темный вал океана. (М. Горький.)

3. В сакле собрал..сь множество народу. (М. Лермонтов.)

4. Целый ряд обстоятельств помешал.. осуществлению проекта.

5. Несколько лодок валял..сь на берегу. (В. Арсеньев.)

6. Большая часть ребят уехал.. на экскурсию.

- Сделайте вывод о связи между подлежащим и сказуемым

Отвечают на вопросы учителя.

Один ученик работает с карточкой у доски, остальные - в тетрадях.

Делают вывод о том, что форма сказуемого зависит от подлежащего

Владеют навыками контроля

и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Делают выводы и умозаключения

III. Работа по теме урока.

1. Постановка учебной цели.

- Посмотрите на схему:

- Какие виды сказуемого мы будем изучать на следующих двух уроках?

Анализируют схему.

- Виды составного сказуемого.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Работа с теоретическим материалом

- Найдите ответы на вопросы в теоретических сведениях, предложенных на с. 61-62 учебника:

1. Сколько частей в составном глагольном сказуемом?

2. Назовите эти части.

3. Опираясь на схему, предложенную на с. 61, дайте определение составного глагольного сказуемого.

4. В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение? В какой - лексическое?

5. Зачем необходимо образовывать составные глагольные сказуемые?

6. Какие грамматические значения могут выражать вспомогательные глаголы?

- Перенесите эту схему в тетрадь:

Работают с теоретическим материалом.

- Две части.

Вспомогательный глагол и инфинитив. Составляют определение.

- Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение, инфинитив - лексическое.

- По отдельности каждый элемент СГС не может выразить его значение полностью.

- Наклонение, время; значение начала, конца, продолжительности, желательности, необходимости и т. д.

Владеют навыками работы с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют схему для решения учебно-практических задач

IV. Закрепление материала.

1. Устная работа.

2. Фронтальная работа.

3. Самостоятельная работа

Дает задание выполнить упр. 104.

Дает задание выполнить упр. 103.

- Составьте 5 предложений с составным глагольным сказуемым. Определите составные части, укажите грамматическое значение

Конструируют составные глагольные сказуемые с краткими прилагательными. Анализируют, как изменяется смысл предложения.

Выписывают предложения, подчеркивают грамматические основы, находят простые и составные глагольные сказуемые.

Выполняют самостоятельную работу. Выборочно зачитывают составленные примеры

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Владеют навыками контроля учебных действий.

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно реагируют на оценку

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- По схеме, записанной в тетради, расскажите все, что узнали о составном глагольном сказуемом.

Домашнее задание: § 20; упр. 105; переписать текст, подчеркнуть грамматические основы

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи






Для любых предложений по сайту: [email protected]