Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с основными элементами составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма), способами выражения вспомогательного глагола, нахождения составного глагольного сказуемого, определения значения вспомогательного глагола, способов его выражения, правильного использования составных глагольных сказуемых в речи. Содействовать развитию познавательных психических процессов, воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки для работы у доски; схема на доске “Составное глагольное сказуемое” |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний |
Организует проведение устного опроса по материалам о сказуемом и способах его выражения, видах сказуемого, способах выражения простого глагольного сказуемого; работу с карточками у доски. - Согласуйте сказуемое с подлежащим: 1. Молодость и природа ускорил.. мое выздоровление. (А. Пушкин.) 2. Толпа напоминал.. темный вал океана. (М. Горький.) 3. В сакле собрал..сь множество народу. (М. Лермонтов.) 4. Целый ряд обстоятельств помешал.. осуществлению проекта. 5. Несколько лодок валял..сь на берегу. (В. Арсеньев.) 6. Большая часть ребят уехал.. на экскурсию. - Сделайте вывод о связи между подлежащим и сказуемым |
Отвечают на вопросы учителя. Один ученик работает с карточкой у доски, остальные - в тетрадях. Делают вывод о том, что форма сказуемого зависит от подлежащего |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Делают выводы и умозаключения |
III. Работа по теме урока. 1. Постановка учебной цели. |
- Посмотрите на схему: - Какие виды сказуемого мы будем изучать на следующих двух уроках? |
Анализируют схему. - Виды составного сказуемого. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. Работа с теоретическим материалом |
- Найдите ответы на вопросы в теоретических сведениях, предложенных на с. 61-62 учебника: 1. Сколько частей в составном глагольном сказуемом? 2. Назовите эти части. 3. Опираясь на схему, предложенную на с. 61, дайте определение составного глагольного сказуемого. 4. В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение? В какой - лексическое? 5. Зачем необходимо образовывать составные глагольные сказуемые? 6. Какие грамматические значения могут выражать вспомогательные глаголы? - Перенесите эту схему в тетрадь: |
Работают с теоретическим материалом. - Две части. Вспомогательный глагол и инфинитив. Составляют определение. - Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение, инфинитив - лексическое. - По отдельности каждый элемент СГС не может выразить его значение полностью. - Наклонение, время; значение начала, конца, продолжительности, желательности, необходимости и т. д. |
Владеют навыками работы с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют схему для решения учебно-практических задач |
IV. Закрепление материала. 1. Устная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Самостоятельная работа |
Дает задание выполнить упр. 104. Дает задание выполнить упр. 103. - Составьте 5 предложений с составным глагольным сказуемым. Определите составные части, укажите грамматическое значение |
Конструируют составные глагольные сказуемые с краткими прилагательными. Анализируют, как изменяется смысл предложения. Выписывают предложения, подчеркивают грамматические основы, находят простые и составные глагольные сказуемые. Выполняют самостоятельную работу. Выборочно зачитывают составленные примеры |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Владеют навыками контроля учебных действий. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно реагируют на оценку |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- По схеме, записанной в тетради, расскажите все, что узнали о составном глагольном сказуемом. Домашнее задание: § 20; упр. 105; переписать текст, подчеркнуть грамматические основы |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи |