Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Междометия в предложении - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: развивать понятие о междометиях; учить находить междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания при них; развивать навыки лингвистического анализа.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять значение междометий, различать производные междометия и слова, от которых они образованы, выделять междометия на письме, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Выпишите сначала слова с ударением на первом слоге, затем — на втором слоге и т. д.
Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля.
Комментарии
Слова с ударением на первом слоге: начал, торты, туфля.
Слово с ударением на втором слоге: красивее.
Слова с ударением на третьем слоге: начала, позвонит, облегчить.
Слова с ударением на четвёртом слоге: предположить.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 386 — публичные выступления и их обсуждение.)
IV. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о междометии
— В чём особенность междометия как части речи?
Комментарии
1) Междометие — особая часть речи, которая выражает, не называя, различные чувства и побуждения.
2) Междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
3) Междометия не изменяются, не являются членами предложения, хотя иногда могут выступать в их роли.
Грянуло победное “ура”. (Ура — в значении подлежащего.)
Ай да удалец! (Ай да — в значении определения.)
4) Междометия бывают непроизводными (ай, ах, фу, э и т. д.) и производными, образованными от других частей речи (Боже мой! Мама! Ужас! и т. д.).
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретических сведений и правил (с. 215, 216).)
V. Закрепление изученного материала
1. Сопоставительный анализ предложений
1) При виде предводителя пиратов ужас охватил меня.
Ужас! Сегодня, оказывается, контрольная!
2) Слова батюшки привели меня в смущение.
Батюшки! Да как же тебя угораздило?!
3) “Кошмар на улице Вязов” — фильм ужасов.
Как ты себя ведёшь?! Кошмар!
Комментарии
Очевидно, что совпадающие слова во вторых предложениях каждой пары образованы от существительных. Это производные междометия.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 391 — устное выполнение, морфологический разбор на доске.
2. Упр. 392 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо, грамматические разборы на доске.
3. Упр. 393 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
VI. Подведение итогов урока
— Какие роли в предложении могут играть междометия?
— Как выделяются междометия в предложении?
— Какие междометия называются производными?
— Как отличить производные междометия от самостоятельных частей речи?
Домашнее задание
1. Изучить § 64, 65.
2. Упр. 394.