Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения; вырабатывать умения находить уточняющие члены в предложении, выразительно читать такие предложения, правильно ставить знаки препинания в них; развивать речь; воспитывать культуру письма.

Планируемые результаты: понимание роли уточняющих членов; умения интонационно и на письме выделять обособленные уточняющие члены предложения, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и обсуждение составленных предложений.)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточнения, конкретизация сообщения. С этой целью применяются уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи выделяются интонацией.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений, материала для самостоятельных наблюдений и правил (с. 181—183).)

3. Слово учителя

Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо и т. д. часто обособляются. Но обособления может и не быть. Чаще обособляются дополнения, по смыслу выделяющие, исключающие. Сравним:

Кроме меня в классе на перемене оставалось ещё несколько человек.

То есть был я и ещё несколько человек. (Включение остальных действующих лиц, запятая необязательна.)

Кроме меня, в классе никого не было.

То есть был только я. (Исключение остальных действующих лиц, запятая желательна.)

Надо иметь в виду, что часто такие обособления в тексте являются факультативными, авторскими, поэтому грубой ошибкой отсутствие запятых в подобных конструкциях считать нельзя.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 323 — устное выполнение.

2. Упр. 324 — выразительное чтение, комментированное письмо.

3. Упр. 325 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

V. Подведение итогов урока

— Для чего служат в предложении уточняющие члены?

— Какие члены предложения бывают уточняющими?

— Какое место в предложении занимает уточняющий член?

— Какие союзы могут присоединять уточняющие члены к уточняемым?

Домашнее задание

1. § 52.

2. Упр. 326.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

Распределительный диктант

— Запишите существительные в три столбика в зависимости от склонения.

Шампунь, ходьба, сельдь, Суздаль, юноша, сабля, удаль, помощь, судья, задира, май, тюль, чушь, реванш, неприязнь, зодчество, пьеса, корысть, иней, галерея, акварель.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 326 — проверка по цепочке, морфемный разбор на доске.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если уточняющей интонации нет, в некоторых случаях возможно двоякое понимание предложения, его смысла.

В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и её маленький братишка.

Сколько человек сидело в лодке? Если интонация уточняющая, тогда Аня — сестра говорящего, значит, всего в лодке три человека. Если интонация перечислительная, то получается, что сестра — ещё один человек, разместившийся в лодке, т. е. всего четыре человека. Не зная точно ситуацию, контекст, мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, так как предложение допускает двойное толкование.

Снег лежал высоко в горах.

Снег лежал высоко, в горах.

Первое предложение не имеет интонации уточнения, запятая не ставится. Второе предложение произносится с интонацией уточнения, запятая нужна. Здесь знак зависит от того, что и как именно хотел сказать автор. Допустимы оба толкования. Рассмотрим примеры и сравним роль союза или.

Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой.

В марте ещё можно перебраться через речку на лыжах или санях.

В первом предложении уточняющий член присоединён к уточняемому с помощью поясняющего союза или. Этот союз в данном случае имеет значение “то есть”, в высказывании даётся два наименования одного и того же понятия. Поясняющий союз или нельзя путать с разделительным союзом или (второе предложение).

В случае разделительного союза сообщается о каком-либо выборе, с помощью поясняющего конкретизируется какое-либо значение, речь о выборе не идёт.

V. Закрепление изученного материала

1. Предупредительный диктант

География, или “землеописание”, как её называли ранее, уходит своими корнями в глубокое прошлое. Это одна из наиболее старых областей знания в истории человечества. Обнаруженные учёными древние изображения картографического характера отдельных небольших территорий Земли относятся ко второму и даже третьему тысячелетию до нашей эры, т. е. насчитывают около четырёх-пяти тысяч лет.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 327 — комментированное письмо.

2. Упр. 328 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение, морфологический разбор на доске.

3. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 185).

— Составьте с этими словами словосочетания.

VI. Подведение итогов урока

— Какие обстоятельства чаще всего употребляются в качестве уточняющих членов предложения?

— В чём особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая и т. д.?

— Какие роли в предложении может исполнять союз или?

— Могут ли уточняющие дополнения и уточняемые слова быть разными членами предложения?

Домашнее задание

1. § 52.

2. Упр. 329.






Для любых предложений по сайту: [email protected]