Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: повторить признаки типов речи; формировать умение создавать рассуждение на дискуссионную тему; закреплять умение анализировать текст; развивать навыки монологической речи, ведения дискуссии.
Планируемые результаты: знание типов речи, составляющих рассуждения; владение навыками анализа текста; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, создавать письменные рассуждения на дискуссионную тему, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 300 — обсуждение вопросов и заданий, составление схем предложений и фонетический разбор на доске.)
Комментарии
Распространённое определение, стоящее перед определяемым словом — нарицательным существительным, обособлено в предложении 5 (стихотворные строки).
III. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о типах речи
— Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.)
— Назовите характерные признаки типов речи.
— В чём особенности рассуждения как типа речи? (Для рассуждения характерно развитие мысли, приводящее к определённым выводам. Этапы рассуждения: 1) тезис; 2) доказательство или опровержение тезиса с помощью определённых доводов, аргументов; 3) вывод.)
2. Слово учителя
Рассуждение — основной тип речи в дискуссии. Дискуссия — обсуждение какой-либо проблемы, спор, который должен быть подкреплён аргументами участников дискуссии. Важно чётко определить тему дискуссии и не отступать от неё далеко. Необходимо внимательно и уважительно выслушивать собеседников, аргументированно противопоставлять им своё мнение. Поэтому необходимо владеть навыками рассуждения, уметь правильно строить его.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 301 — чтение и обсуждение текста, фонетический разбор на доске.
2. Упр. 303 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.
3. Упр. 302, 304 — подготовка к домашнему сочинению, дискуссия на тему “Любовь к родной земле — устаревшее понятие”.
4. Упр. 305, 306 — самостоятельное выполнение по вариантам после предварительного обсуждения.
V. Подведение итогов урока
— Как строится рассуждение?
— Каковы правила ведения дискуссии?
Домашнее задание
Упр. 302, 304 (по выбору).