Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Анализ контрольного диктанта. Понятие об обособлении - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; дать понятие об обособлении; учить определять обособленные члены в предложении, правильно выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами; развивать навыки выразительного чтения предложений с обособленными членами.
Планируемые результаты: умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины; знание признаков обособления членов предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять обособленные члены предложения по их грамматическим признакам, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 265 — чтение и обсуждение сочинений.
2. Упр. 282 — чтение и обсуждение составленных предложений.
IV. Работа по теме урока
1. Повторение сведений об обособлении
— Вспомните, что такое обособление членов предложения. (Выделение по смыслу членов предложения: в речи — интонационно, а на письме — знаками.)
— С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты.)
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, правила и теоретических сведений (с. 158, 159).)
3. Запись под диктовку
Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. Почувствовав неладное, звери и птицы пустились подальше. Земля начала мелко подрагивать, словно волнуясь. Минеральные источники, разогретые внутренним жаром, забурлили. Постепенно набирая силу, вулкан принялся ворчать, попыхивать своей трубкой, пускать дым, выбрасывать пепел. И вот из жерла показалась раскалённая лава. Извержение началось.
(Проверка. Учитель открывает текст на доске.)
— Найдите в этом тексте обособления. Объясните, чем они обусловлены.
Комментарии
Отметим, что причастные и деепричастные обороты близки по значению и происхождению к глаголам-сказуемым: первые обозначают признак предмета по действию, вторые — дополнительное, добавочное действие. Сравнительный оборот тоже связан с глаголом-сказуемым. Близость к сказуемому является показателем возможного обособления.
Для наглядности можно перестроить предложения, заменив обособленные члены глаголами-сказуемыми.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 287 — устное выполнение.
2. Упр. 288 — комментированное письмо, выполнение заданий.
3. Упр. 290 — обсуждение заданий, письменное выполнение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 160).
— Устно составьте с этими словами словосочетания.
VI. Подведение итогов урока
— Что называется обособлением?
— Какие члены предложения могут быть обособленными?
— Назовите условия обособления.
Домашнее задание
1. Закончить работу над ошибками.
2. § 47.
3. Упр. 289.