Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Синтаксический разбор словосочетаний - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закреплять знания об основных видах подчинительной связи; учить выполнять синтаксический разбор словосочетаний; закреплять умения конструировать словосочетания и составлять их схемы.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять виды связи в словосочетаниях, составлять схемы словосочетаний, выполнять синтаксический разбор словосочетаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
Выборочный диктант
— Выпишите только словосочетания (слова могут быть написаны на доске).
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры. (Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.)
— Объясните, почему не являются словосочетаниями остальные слова. (Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены (основа) предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.)
III. Проверка домашнего задания
1. Рассказ о видах синтаксической связи слов в словосочетаниях.
2. Упр. 67 — проверка по цепочке.
3. Упр. 70 — составление схем на доске.
4. Обсуждение контрольных вопросов (с. 44).
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Самостоятельное изучение § 12 (с. 42).)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
(Упр. 71 — самостоятельное выполнение, устные ответы.)
2. Тест
(См.: КИМы, тест 7.)
VI. Подведение итогов урока
— Назовите виды словосочетаний.
— Как определить вид синтаксической связи слов в словосочетаниях?
— Какие трудности вам встретились при изучении темы “Словосочетание”?
Домашнее задание
1. § 12.
2. Упр. 72.