Репортаж - ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Репортаж - ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.

Цели: совершенствовать навыки устной речи; углублять знания о публицистике и её жанрах; показать характерные особенности репортажа; развивать речевую компетентность, навыки анализа текста.

Планируемые результаты: знание признаков публицистического стиля и особенностей его жанров; владение элементами анализа текста; умения искать информацию в разных источниках, анализировать текст-репортаж, создавать устный и письменный текст-репортаж.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о стилях речи

— Перечислите стили речи.

— Каковы основные черты публицистического стиля?

— Назовите известные вам жанры публицистики.

Комментарии

Основные черты публицистического стиля — информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаимодействие с другими стилями, использование общественно-политической лексики, риторические фигуры (обращения, восклицательные предложения), побудительные предложения.

Основные жанры публицистического стиля — статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.

2. Слово учителя

Тема, о которой пойдёт сегодня речь, касается важной стороны нашей жизни. Чтобы ориентироваться в действительности, знать, что происходит в стране и мире, уметь сопоставлять, сравнивать информацию из различных источников, чтобы составить своё мнение о происходящем, выработать гражданскую позицию, нам необходимо читать газеты, слушать радио, смотреть телевизор. Напечатанные в газете материалы, опубликованное интервью, актуальный репортаж, взволновавшая людей речь — это факты, относящиеся к публицистическому стилю.

Заглянем в словарь иностранных слов. Слово публицистический происходит от латинского publicus — общественный. Таким образом, становится понятно общественное назначение текстов (устных и письменных), созданных в публицистическом стиле. Задача этого стиля — воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Эти задачи выполняют газеты, журналы, выступления по радио и телевидению, выступления непосредственно перед аудиторией.

3. Работа с прессой

(Поиск примеров текстов, написанных в публицистическом стиле, в газетах и журналах, принесённых учениками. Это могут быть заметки, очерки, репортажи, интервью, посвящённые актуальным, злободневным темам.)

4. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 81, 83-85, 87).)

5. Обобщение изученного

Характерные особенности репортажа: сообщение о происходящем, увиденном, ярко выраженное отношение автора к изображаемому, эмоциональная оценка.

Ход работы над репортажем: тема, место, главная информация, средства, с помощью которых автор передаёт своё отношение.

6. Обсуждение текстов-репортажей

— Каковы приметы публицистического стиля?

— Какова тема текста?

— Какую задачу ставит перед собой автор текста? (Привлечь внимание читателей к определённой проблеме, призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д.)

— Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей?

— Какие стандартные фразы вы заметили?

— Приметы каких других стилей вы увидели в тексте?

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 127 — обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 128 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

3. Упр. 129, 130 — обсуждение заданий, написание памятки для пишущих репортаж и её обсуждение.

V. Подведение итогов урока

— Что характерно для жанра репортажа?

— Каковы правила написания репортажа?

Домашнее задание

1. § 21.

2. Упр. 130, 131 (устно).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 130 — чтение и обсуждение отредактированных текстов.

2. Упр. 131 — чтение и обсуждение текста репортажа.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Упр. 132 — чтение текста, обсуждение заданий, возможен устный или письменный отзыв на текст 3. Паперного.

Примерное сочинение-анализ текста

Зиновий Паперный поднимает важную проблему, с которой неизбежно сталкивается почти каждый: поведение человека в окружении других, незнакомых, чужих людей. Эта проблема заявлена уже в заглавии-оксюмороне (“Наедине с толпой”) и резко акцентирована с помощью парцелляции в начале текста (третий и четвёртый абзацы). Актуальность темы подчёркнута автором выразительным эпитетом: он определил её как “одну из самых животрепещущих”.

С помощью градации автор обыгрывает библейское понятие ближний. Это тот, кто рядом. Но рядом с современным человеком находится “группа, масса, тьма ближних”. Значение слова толпа понимается автором как “множество людей”, ему не придаётся уничижительного смысла, разве что в одном эпизоде, когда автор сравнивает толпу с “позавчерашней простоквашей”, которая “судорожно” “выливается из опрокинутой бутылки”.

Человек противопоставлен толпе. Но ведь толпа состоит из таких же, как он, людей. Они могут быть слабее или сильнее, моложе или старше, но право на внимательное и вежливое отношение к себе имеет каждый. Иначе жизнь превращается в борьбу за выживание по принципу: право на стороне сильного. А ведь речь идёт о самых простых вещах: о поведении человека в повседневных, обычных ситуациях. Но именно в мелочах и проявляется истинное лицо человека.

Текст имеет яркую публицистическую направленность. Для того чтобы убедить читателя, 3. Паперный пародирует стиль репортажа. Он словно приглашает каждого посмотреть на себя со стороны.

Что же мы видим? Несколькими картинками с натуры показан современный человек. Неодобрение автора выражено иронически: он “восхищается” “богатырским движением” паренька, прихлопнувшего дверью “нерасторопную старушку”; “молодыми, тренированными” женщинами, опережающими в борьбе за место в метро “зазевавшихся мужчин”; описывает спуск по эскалатору как горную трассу, по которой приходится “лавировать” между людьми; использует риторическое умолчание: “О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем”. В сатирических зарисовках мы узнаём не только окружающих, но и самих себя.

Автор ставит вопрос: что значит быть по-настоящему воспитанным человеком? Он спорит с воображаемым собеседником: уместно ли говорить о воспитанности в окружении совершенно незнакомых тебе людей? Может, пусть каждый заботится о себе? Мнение автора таково: в условиях большого города особенно важно быть предупредительным и внимательным к посторонним людям, это и есть настоящая, а не показная воспитанность.

2. Упр. 135 — чтение текста, обсуждение вопросов.

3. Упр. 134 — обсуждение вопроса, самостоятельная работа по продолжению репортажа с последующим чтением и обсуждением сочинений.

IV. Подведение итогов урока

— В чём вы видите публицистическую направленность рассмотренных сегодня текстов?

— Как сделать репортаж интересным для читателя?

Домашнее задание

Упр. 133, 138 (подготовиться к сочинению).

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 133 — чтение и обсуждение сочинений-репортажей.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Упр. 138 — устные репортажи с использованием иллюстраций учебника. Написание сочинений-репортажей с последующим чтением и обсуждением работ.

2. Упр. 136 — чтение текста.

3. Упр. 137 — пояснения к домашнему заданию.

IV. Подведение итогов урока

— Интересно ли вам почувствовать себя в роли репортёра?

— О чём вы бы хотели рассказать в своих репортажах?

Домашнее задание

Упр. 137.






Для любых предложений по сайту: [email protected]