Цитаты и знаки препинания при них - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Цитаты и знаки препинания при них - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Цель урока: углубить знания о сферах применения прямой и косвенной речи; обучить навыкам правильного цитирования; закрепить пунктуационные умения и навыки.

Методические приемы: выразительное чтение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, упражнения по развитию устной речи.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: искусство, большинство, режиссер, карнавал, комитет, решение, пьеса, иллюстрированный, композитор, прототип, интеллектуальный, эрудиция, беллетристика, консерватория, концерт, панорама.


II. Проверка домашнего задания

Ученики по очереди читают выписанные из художественного текста предложения с прямой речью, переделанные в предложения с косвенной речью.


III. Изучение темы «Цитаты и знаки препинания при них»

1. Упр. 404: сопоставление предложений с прямой речью и с цитатой.

2. Пояснение учителя.

Цитатой является и первое предложение: Он писал: «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей». Это полная, дословная цитата, оформленная как прямая речь. Во втором предложении применено частичное цитирование: «одеждой всех фактов, всех мыслей». Это далеко не единственные способы цитирования.

3. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.

Чтение § 37 (с. 184-185).

4. Вопросы на усвоение материала:

— О каких способах цитирования вы узнали? (Если цитата приводится не полностью, на месте пропущенных слов ставится многоточие.)

— Попробуйте оформить высказывание М. Горького как неполную цитату. (Он писал: «Слово — одежда всех фактов...»)

Обратим внимание учеников, что в случае многоточия за кавычками не нужен никакой знак.

— Как цитируется стихотворный текст?

5. Дополнения учителя:

1) Стихотворный текст может цитироваться и в строку: В стихотворении «19 октября» 1825 года, находясь в ссылке, Пушкин обращается к своим лицейским товарищам: «Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен...» Одна стихотворная строка отделяется от другой двумя косыми чертами и пишется с прописной буквы.

2) Особо следует сказать о цитировании в эпиграфах. Цитата в этом случае пишется без кавычек, примыкая к правой стороне листа, а ссылка на автора дается ниже и тоже примыкает к правой стороне листа:

Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. С. Пушкин)


IV. Тренировочные упражнения

1. Упр. 405:

1) комментированное письмо;

2) обсуждение одного из высказываний Л. Н. Толстого (предложения № 1 и 2) по вариантам: ученикам дается несколько минут на подготовку выступления-рассуждения. Эту работу можно делать индивидуально или в парах.

Пример выступления

У человека есть только обязанности (Л. Толстой)

Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился к самосовершенствованию, к простоте, добру и правде. Своими афоризмами он поучает людей. Но все его сентенции относятся, прежде всего, к нему самому. Он был требователен и беспощаден к себе, поэтому имел право учить других.

Вы скажете, что у человека есть не только обязанности, но и права. Конечно, это так. Афоризм Толстого касается только обязанностей, потому что писатель хочет подчеркнуть их важность для человека. Обязанности дисциплинируют, обязанности делают человека более чутким к другим людям, обязанности воспитывают чувство ответственности.

Человек обязан своим родителям рождением, воспитанием; обязан хорошо воспитать прежде всего самого себя, а потом и своих детей, обязан, если потребуется, защитить своих родных, свою страну.

2. Упр. 406 (I, II)— устно разобрать, записать в виде предложений с цитатами.


Домашнее задание

§ 37; упр. 407; подготовить выступление-рассуждение по одному из высказываний упр. 406 (I); ответить на вопросы для повторения (с. 189).






Для любых предложений по сайту: [email protected]