Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Повторение изученного. Строение текста. Стили речи - ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников о признаках и строении текста, о типах речи, о видах и способах связи в тексте, о стилях речи, развивать навыки лингвистического анализа.
Методические приемы: беседа по вопросам, элементы лингвистического анализа текста, словарная работа, письменная работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Осложненный словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со словами:
Ровесник, реванш, сверстник, президиум, президент, приоритет, привилегия, деликатный, преследовать, преследование, специальность, профессия.
Примечание: в каждый последующий словарный диктант включайте слова, в которых многие сделали ошибки.
II. Проверка домашнего задания
1. Взаимопроверка упр. 40. У доски выполняется морфологический разбор (4 человека). Устно: рассказать об образовании причастий и деепричастий.
2. Упр. 43 проверяем устно: ученики «по цепочке» читают сложные предложения, комментируя постановку знаков препинания и называя союзы и союзные слова.
3. Упр. 44: схемы 4-7 предложений выполняются на доске.
(№ 4: [ ], но [ ]. — сложносочиненное предложение с союзом но.
№ 5: [ ], что ( ). — сложноподчиненное предложение с союзом что.
№ 6: [ ], и [ ]. — сложносочиненное предложение с союзом и.
№ 7: [ ], (когда...). — сложноподчиненное предложение с союзным словом когда.)
III. Повторение темы «Строение текста»
1. Упр. 45.
Учитель может сам прочитать «сочинение» без предварительных комментариев. Очевидна реакция учеников: это не текст. Оттолкнувшись от «неправильного» текста, можно построить разговор о том, какие признаки определяют настоящий текст.
В данном сочинении отсутствуют смысловые и грамматические связи, а значит, и логика. Тема выражена нечетко, не соответствует названию. Членение предложений случайное, ничем не оправданное. Нет и важнейшего признака текста — стилевого единства.
Основные признаки текста: законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями.
2. Прочитать упр. 46.
Устное задание: докажите, что перед вами текст; выделите в нем микротемы и разделите текст на абзацы.
(Варианты деления обсуждаются в классе, письменно это упражнение можно сделать в конце урока.)
Деление текста на абзацы таково:
Биологические часы
Так условно называют способность живых организмов ориентироваться во времени.
Люди уже давно заметили, что многие живые организмы очень точно определяют время. Они могут узнавать время морских приливов и отливов, лунных и годовых циклов. В определенное время просыпаются птицы, пчела летит за взятком, хищники выходят на охоту.
Биологические часы помогают животным вовремя и безошибочно совершать периодические миграции. Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма, приспособиться к смене сезонов года. Понаблюдайте за любым животным, и вы увидите, что у него строжайший распорядок дня.
Процессы внутри организма животных тоже подчиняются определенным ритмам. Регулярно проходят циклы построения новых молекул, процессы возбуждения и торможения в мозгу, выделения желудочного сока, сердцебиения, дыхания.
У растений тоже есть определенные ритмы жизни. Их можно наблюдать в делении клеток, обмене веществ, прорастании семени, зацветании, открытии и закрытии цветков, выделении нектара.
3. Закрепление понятия о типах речи.
1) Теоретические вопросы:
— Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.)
— Назовите характерные признаки типов речи. (Описание запечатлевает, описывает отдельные элементы, признаки окружающего мира (людей, предметов, явлений). Повествование описывает события в определенной последовательности, показывает мир в действии, в развитии. Рассуждение утверждает или отрицает какое-либо явление, понятие, факт, показывает развитие мысли: тезис (высказывание какой-либо мысли) подтверждается или опровергается аргументами (доводами), после чего делается вывод, подводится итог. Довольно часто в текстах встречаются сочетания этих типов речи.)
2) Практическое задание:
Упр. 47 читаем и разбираем устно (в конце урока можно сделать его письменно). Элементы повествования — в описании дороги, движения машины. Элементы описания — в картинах осени, горной местности. Элементы рассуждения — со второго предложения последнего абзаца до конца текста.
4. Закрепление понятия о видах связи предложений в тексте.
1) Теоретические вопросы:
— Какие виды связи предложений вы знаете? (Цепная и параллельная.)
— Чем отличаются эти виды связи? (При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала предложения, одинаковой цели высказывания.)
2) Практические задания:
Упр. 48. Прочитаем тексты, определим тип речи каждого из них, виды связи предложений.
(Текст I. Тип речи — описание, вид связи — параллельная. Текст II. Тип речи — повествование, вид связи — цепная. Текст III. Тип речи — рассуждение, вид связи — цепная.)
IV. Повторение темы «Стили речи»
1. Теоретические вопросы:
— Что такое стили речи? (Разновидности языка, имеющие особенности в лексике и грамматике, свою сферу употребления.)
— Перечислите стили речи. (Разговорный, публицистический, официально-деловой, научный, художественный.)
2. Практические задания
1) Вернемся к упр. 48, определим, к каким стилям относятся тексты (II — к художественному, III — к научному.)
2) Устно выполняем упр. 49-52, определяем стиль каждого текста. (49 — разговорный, 50 — официально-деловой, 51 — научный, 52 — публицистический.)
V. Словарная работа
Выписываем в тетрадь слова в рамках: регулировать, олицетворять. Подберем к ним однокоренные слова.
VI. Письменная работа
Выполнить одно из упражнений (47, 49-51) по выбору учителя или учеников.
Домашнее задание
1. Подготовить сообщение о стилях русского языка с конкретными примерами.
2. Упр. 53.