Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Обобщение по теме «Односоставные предложения» - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - ПОДЛЕЖАЩИМ
Цель урока: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников.
Методические приемы: самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой, диктант с грамматическим заданием.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Назовите типы односоставных предложений в стихах А. А. Фета. (Стихи записаны на доске.)
1) Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
2) Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.
3) Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Рид волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(Ответы: 1) определенно-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)
II. Проверка домашнего задания
Взаимопроверка упр. 245. Грамматические основы и вид односоставных предложений называем «по цепочке», схемы предложений выполняют на доске 2-3 человека.
III. Закрепление темы «Односоставные предложения»
1. Выполнение упражнений.
Устно выполняем упр. 247: определяем типы односоставных предложений («по цепочке»).
2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Письменно выполняем упр. 246.
3. Обобщение темы «Односоставные предложения».
Самостоятельная работа со схемой упр. 248 с последующей проверкой в классе. Ученики должны дать развернутые связные ответы на вопросы упражнения. Схему с примерами выполнить в тетрадях.
4. Диктант.
Тропические циклоны. Среди необычных и грозных явлений природы они занимают не последнее место. Разновидности тропических циклонов — тайфуны и ураганы. Названия им дают в зависимости от района возникновения.
В Северной Атлантике, на юге и юго-востоке Тихого океана их называют ураганами, в западной части Тихого океана — тайфунами, а в Индийском океане — штормами или циклонами. Представьте пятиэтажный дом. Такова высота волны, вызванной тайфуном. Недавно страшным тайфуном, обрушившимся на страны Юго-Восточной Азии, смыло не только постройки, но и тысячи людей. Весь мир оказал посильную помощь пострадавшим.
Грамматическое задание: отметить грамматические основы предложений, указать типы односоставных предложений.
IV. Подготовка к изложению
Чтение текста и ответы на вопросы упр. 249.
Комментарии:
1. Тип речи — повествование.
2. Стиль — художественный, жанр — рассказ.
3. Автор использовал следующие изобразительные средства:
— эпитеты (легкое прикосновение, ласково глядит, невинный взгляд, намертво вцепился, утробное урчание);
— метафоры (глаза горят);
— сравнения (замурлыкал, словно в губную гармошку заиграл);
— уменьшительные суффиксы (мордочка, рыбешка);
— выразительные глаголы из просторечной лексики (пшел, рявкнул, шмыгнул, чуть не загремел);
— звукопись — аллитерация на «р» (раздалось утробное урчание и хруст рыбьих костей).
Домашнее задание
Подготовка к изложению (упр. 249); указать односоставные предложения и их тип; составить план.