Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Повторение изученного в 5—7 классах - ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Цель урока: поставить задачу на пять ближайших уроков: восстановить и закрепить знания и умения, полученные в 5—7 классах; обобщить и систематизировать знания учеников об основных языковых единицах, восстановить и закрепить умение выполнять различные виды лингвистического разбора.
Методические приемы: работа с таблицей, лингвистический разбор, элементы литературоведческого разбора.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Вопросы:
1. Какие единицы языка вам известны? Перечислите их от наименьшей к наибольшей.
2. Какие морфемы вы знаете?
3. Как называются разделы науки о языке, изучающие:
— звуки;
— морфемы и способы словообразования;
— словарный состав языка;
— фразеологические обороты;
— части речи и их формы;
— словосочетания, простые и сложные предложения?
— Чем отличаются такие разделы языка, как графика, орфография и пунктуация?
II. Работа со схемой
Запишем схему, отражающую систему языка. Зачитайте ваши варианты. Проверим. (Готовая схема должна быть на доске, а еще лучше — на плакате.)
Графика — Фонетика
Орфография — Словообразование
Лексика
Фразеология
Морфология
Пунктуация — Синтаксис.
Вписываем уточненные данные таблицы в тетради.
III. Повторение видов лингвистического разбора
Проверяем упр. 5. Четверо учеников заранее выполняют разбор на доске.
Фонетический разбор:
Мо-роз: 2 слога
м — [м]— согл., зв., тв.
о — [а] — гласн., безуд.
р — [р] — согл., зв., тв.
о — [о] — гл., уд.
з — [с] — согл., глух., тв.
5 б., 5 зв.
Морфемный и словообразовательный разбор:
Багряный: багр- — корень, -ян- — суффикс, -ый — окончание. Древний корень -багр- обозначает красный цвет; однокоренные слова: багрец, багрянец, багровый, багроветь.
Морфологический разбор:
Роняет — глагол несовершенного вида, переходный, I спряжения; употреблен в форме изъявительного наклонения, единственного числа, настоящего времени, 3 лица.
Синтаксический разбор:
Роняет (глаг.) лес (сущ.) багряный (прилаг.) свой (мест.) убор (сущ.), сребрит (глаг.), мороз (сущ.) увянувшее (причаст.) поле (сущ.). Предложение сложное, состоит из двух простых; повествовательное, невосклицательное, имеет 2 основы. Каждое — двусоставное, распространенное, полное. Запятая разделяет части сложного предложения.
IV. Реализация межпредметных связей
Посмотрим на предложение, которое мы только что разобрали с точки зрения лингвистики, с другой точки зрения — литературоведческой. Это первые строки стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года, написанные к очередной лицейской годовщине, которую поэт встретил в одиночестве, в ссылке, в своем имении Михайловское.
Задания:
1. Определите, какие выразительно-изобразительные средства помогают созданию образа осени. (Эпитеты: багряный, увянувшее; метафоры: «убор» леса, «сребрит мороз», возвышенная лексика: убор, сребрит; синтаксический параллелизм: в данном случае одинаковое построение простых предложений в составе сложного; звукопись: аллитерации на «р», придающие картине яркость, ассонансы на «о»: свой, убор, мороз, поле и на «у»: увянувшее, передающие звуки ветра.)
2. Что такое художественный образ? Напишите ответ в виде сочинения-миниатюры, используя в качестве примера строки Пушкина.
Домашнее задание
1. Закончите сочинение-миниатюру.
2. Повторите раздел «Фонетика».
3. Приготовьте выразительное чтение фрагментов стихотворений из упр. 6.