Уроки Русского языка в 8 классе
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ
Цель урока: дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания; формирование умений: 1) выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов; 2) правильно ставить знаки препинания при вводных словах; 3) различать вводные слова и члены предложения.
I. Орфографическая работа.
По моему проекту, сделать по-моему; поступить не по-товарищески; по зимнему пути; идти еле-еле; нежданно-негаданно; давным-давно; точь-в-точь; светло-зеленый; белокаменный; свежезамороженный; среднеевропейский; близлежащий; юго-западный.
II. Проверка домашнего задания.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Анализ примеров упр. 362 (устно). Знакомство со значениями вводных слов (табл. на с. 163—164).
Внимание учащихся обращается на то, что вводные слова выполняют в речи важную роль: с их помощью можно ярко, точно, образно выразить свое отношение к тому, что сообщается.
2. Упр. 363 (устно).
Отработка умения определять, с какой целью вводятся в предложение вводные слова, что вносят они в речь; предлагается поменять местами вводные слова в предложении, указать знаки препинания при них.
— Что меняется в предложении, если в него включить вводное слово?
3. Включите в предложение Я вижу его впервые вводные слова разного значения и выразите с их помощью свое отношение к сообщаемому.
4. Включите данные вводные слова в начало предложения Дождь пойдет. Изменится ли смысл предложения в зависимости от использования вводных слов разного значения? Как? А интонация?
К счастью, конечно, по-моему, к сожалению, наверное.
5. Составьте и запишите по два предложения со словами кажется, видно, возможно, чтобы в одном случае они были членами предложения, в другом — вводными словами. Разберите предложения по членам.
IV. Объяснительный диктант.
(Запись текста, объяснение роли вводных слов, постановки знаков препинания.)
Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.
— К какому стилю речи относится текст? Докажите.
— Почему для данного стиля речи (публицистического) характерно употребление вводных слов?
Домашнее задание: § 33 (знать значение групп вводных слов); упр. 372.