ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу V—VII классов; формирование умений: 1) опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи; ряды однородных членов); 2) правильно ставить знаки препинания; 3) соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.


I. Орфографическая работа.

Диктуется слово, учащиеся определяют вид орфограммы и записывают свои три примера с такой же орфограммой в слове.

Образец записи:

Увидел, увидит, увидевший, видящий, увиденный, увидел бы, спрятана, заклеенный.

— От чего зависит выбор гласной перед в суффиксе действительного причастия настоящего времени? в окончании глаголов в настоящем и будущем времени?


II. Знакомство с новым материалом.

Запись под диктовку текста с объяснением выбора орфограмм, постановки знаков препинания.

Внезапно в зарослях что-то осторожно звякнуло, будто кто задел колокольчик. И тотчас высокая трель ударила по черной воде и рассыпалась среди зарослей сусака и кувшинок.

Соловей замолчал, прислушался, потом пустил по реке странные и смешные звуки, будто он полоскал себе горло ночной росой.

(К. Паустовский.)

(Сусак — водяное зонтичное растение.)

— Какие средства выразительности использует для создания образной зарисовки писатель?

— Какие сочетания слов во 2-м и 3-м предложениях не являются словосочетаниями? Почему? Сравните две записи: ударила и рассыпалась — Какой вид связи в каждой записи? (В первом случае связь сочинительная, однородные члены связаны равноправной связью, не зависят друг от друга. Во втором случае зависимое слово в словосочетании подчиняется главному, связь подчинительная. Делается вывод: между однородными членами связь сочинительная.)

— Какими частями речи выражены в предложениях однородные члены?

— Разберите по членам предложение Шар был матово-белый и медленно плыл по воздуху. Составьте его схему.

Вывод: однородные члены не всегда выражаются одной частью речи.

Учитель сообщает учащимся, что однородные члены могут быть распространены. Сравните два предложения: Профессия космонавта требует мужества и выдержки.— Профессия космонавта требует огромного мужества и колоссальной выдержки.

Разбор предложения Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берез.

Общий вывод: однородные члены предложения связаны сочинительной связью, чаще всего (но не всегда) выражаются одной частью речи, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, могут быть распространенными; в предложении может быть не один ряд однородных членов.


III. Закрепление материала.

1. Упр. 260 (устно).

2. Запишите предложения. Найдите однородные члены. Укажите, чем они связаны.

1) Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут. (М. Ломоносов.) 2) Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то, что чувствовалось. (К. Паустовский.) 3) Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды вокруг коряг. 4) Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.

3. Переделайте предложения так, чтобы в них стало два ряда однородных членов. Определите, какими членами предложения они являются; подчеркните их.

1) В лесу и на лугу пахло мокрой травой. 2) Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу. 3) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник.


Домашнее задание: § 26 — с. 114, 115; упр. 261 (письменно), 262 (устно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]