ПРИЛОЖЕНИЕ - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПРИЛОЖЕНИЕ - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: дать понятие приложения как разновидности определения; формирование умений: 1) распознавать приложение среди других членов предложения; 2) использовать приложение как средство выразительности речи; 3) правильно ставить знаки препинания при приложении.


I. Проверка домашнего задания.


II. Контрольный словарный диктант.

Подлинное искусство, поразительные изменения, искусный мастер, неприступные горы, шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента, поразить присутствующих, удивить на карнавале, воплотить в жизнь, преданность идеалам, талантливый режиссер, придать смысл, необоснованные привилегии, превышать полномочия, восхитительная иллюминация.


III. Объяснение нового материала.

1. Синтаксический разбор предложения Год назад вулкан-ворчун напомнил о себе.

При разборе предложения учитель обращает внимание на то, что определение ворчун согласуется с существительным вулкан в роде, числе, падеже.

Дается понятие приложения.

2. Знакомство с обозначением приложения, знаками препинания при приложении.

Составление схемы (с анализом примеров).


Приложение

Не пишется дефис, если в сочетании двух нарицательных существительных одно — родовое, другое — видовое понятие:

Пишется дефис, если сочетание двух существительных представляет собой:

1) названия научных терминов: рак-отшельник, бабочка-капустница, жук-олень;

2) названия специальностей: врач-терапевт, ученый-филолог;

3) указывает на возраст, национальность, родство и т. д.: солдат-украинец, бабушка-чешка.

род. понят.

вид. понят.

береза

Дерево

баобаб

дуб



ромашка

Цветок

магнолия

василек


Сравните:

1) красавец мужчина (красивый мужчина)

гигант завод (гигантский завод)

старик сторож (старый сторож)

старик украинец (старый украинец)

волшебница зима (волшебная зима);

2) река Москва

гостиница «Москва»

мужчина-красавец

завод-гигант

сторож-старик

украинец-старик

зима-волшебница

Москва-река


IV. Закрепление материала.

1. Запись предложений с объяснением.

1. Сравните. 1) На дереве сидел дятел-барабанщик.— На стволе дерева мы заметили птицу дятла. 2) Гриб подосиновик — один из лучших грибов.— Нигде и никто из нас не видел таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе. (К. Паустовский.) 3) Крепыш боровик отличался от остальных грибов.— Боровик-крепыш отличался от других грибов.

2. 1) Он долго полз через кофейные плантации и просидел до утра в шалаше у старика метиса. (К. Паустовский.) 2) Тоска о друге-хранителе преследовала Кипренского до самой смерти. (К. Паустовский.) 3) В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. (К. Паустовский.) 4) Не ворчи, мой кот-мурлыка, в неподвижном полусне. (А. Фет.) 5) Уж как завтра будет кулачный бой на Москве-реке при самом царе. (М. Лермонтов.)

2. Упр. 181 (устно).

3. Составьте предложения (устно), используя данные сочетания. Какие из них могут придать тексту образность, выразительность?

Гриб-красавец, дуб-великан, ученый-медик, художник-самоучка, летчик-испытатель, глазки-бусинки, девочка-подросток.


Домашнее задание: выписать из § 17, 18 в ученический словарь слова из рамочек, запомнить их написание; упр. 180 (письменно), 185 (устно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]