РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ОПИСАНИЕМ МЕСТНОСТИ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ОПИСАНИЕМ МЕСТНОСТИ - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Вступительное слово учителя.

— Вспомните слова К. Паустовского, который, говоря о возможностях русского языка, писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Посмотрим, как это делает сам писатель, рассказывая о полюбившемся ему Мещерском крае.


II. Работа с текстом.

— Прослушайте текст.

МЕЩЕРСКИЙ КРАЙ

В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. В Мещерском крае можно увидеть обширные болота, покрытые ольхой и осокой, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятла, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

— Как вы думаете, сколько абзацев в этом тексте? (Три.) Почему? (Три микротемы.) Какие? (Чем привлекает Мещерский край? Что можно увидеть в Мещерском крае? Что можно услышать?)

Затем учитель читает каждый абзац отдельно, учащиеся должны определить ключевые слова каждого абзаца (микротемы). Слова могут быть записаны на доске.

В первом абзаце ключевыми, главными словами являются отвлеченные существительные, так как писатель отражает в нем свои мысли и чувства, подводит итоги многолетних наблюдений, раздумий, которые вызывает у него Мещерский край: красота, богатство, притягательная сила, прелесть, разнообразие. Эта часть текста отвечает на вопрос: чем Мещера привлекает писателя?

Вторая часть — описание того, что можно увидеть в Мещерском крае; в этой части основные — слова, отражающие разнообразие пейзажа края: луга, боры, озера, стога, болота, ольха, осока, избы, пески, можжевельник, вереск, журавли, звезды — все зримо, осязаемо.

Третья часть — что можно услышать в Мещере. Главные слова — отглагольные существительные, передающие разнообразие звуков: гул, крик, стук, свист, вой, шорох, плач, пение.

Делается вывод о том, что каждый абзац «держит» однотемная лексика. Это обеспечивает главное свойство текста: цельность и единство.

Текст читается еще раз целиком, после чего учащиеся пишут изложение.


1 В разработке фрагментов урока использованы материалы книги И. А. Рабчинской «Функциональные резервы простого предложения» (Минск, 1994).






Для любых предложений по сайту: [email protected]