Подлежащее

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Подлежащее

Урок 5

Тема: Подлежащее


Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Труд человека кормит а лень портит.

Работай до поту поешь в охоту.

Не спеши языком торопись делом.

Кто не работает тот не ест.

Учитель. Прочитайте пословицы и поговорки. Скажите, что их объединяет.

Во всех пословицах идет речь о труде.

Учитель. Разделите эти предложения на группы в зависимости от их типа. В каждой группе найдите различия.

Учащиеся объединяют в группы сложные и простые предложения. Среди сложных указывают сложносочиненное и сложноподчиненное. В простых находят разные второстепенные члены предложения. Расставляют недостающие знаки препинания, обосновывая свои действия.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Сравните предложения первой и второй группы. Установите, какой главный член предложения есть в одной из них, но отсутствует в другой, и сформулируйте тему сегодняшнего урока и его цель.

В сложных предложениях есть подлежащее, но оно отсутствует в простых предложениях. Значит, тема сегодняшнего урока: Подлежащее.

Тему урока учитель записывает на доске.

Цель урока: повторить изученный материал о подлежащем; расширить знания об этом члене предложения.

Учитель. Учитывая тему урока и то обстоятельство. что с подлежащим вы давно знакомы, сформулируйте его цель.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Расскажите все, что вам известно о подлежащем, располагая материал от общего к частному.

Ожидается ответ в виде монологической речи.


4. Изучение нового материала

Карточка 1

Печальное нам смешно, смешное грустно.

Не трудиться — хлеба не добиться.

Танцующие теснились и толкали друг друга.

Два — четное число.

Ему было уже шестнадцать лет.

Надоели мне твои бесконечные завтра.

Далече грянуло ура.

Дед с матерью шли впереди нас.

А — первая буква алфавита.

При — может быть приставкой и предлогом.

Учитель. Подлежащее. Может выражаться не только существительным и местоимением, но и другими частями речи. А какими именно, вы выясните во время работы в группах. Возьмите карточки. Прочитайте написанные в них предложения. Выделите главные члены. Укажите, какой частью речи они выражены. Сделайте вывод.

Учащиеся работают в группах.

Учитель. Расскажите, какой частью речи может быть выражено подлежащее. Ответ сопровождайте примерами из карточки.


5. Закрепление изученного

Упражнение 1

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве.

У сильного всегда бессильный виноват.

Несколько чахлых деревьев не давали тени.

Спящие подымали головы, читающие складывали газеты.

Наша пятерка действовала сообща.

Присутствующие неожиданно оживились.

Учитель. Прочитайте запись. Напишите предложения, учитывая тему урока и сохраняя в соответствии с ней порядок записи, отраженный в карточке 1. Приведите свои примеры для тех пунктов, которые в данном перечне предложений отсутствуют.

Задание выполняется в парах или группах.


Упражнение 2 (карточка 2)

На усадьбе росло много1 ракит2.

(С. Крутилин)

Это была живая, искренняя, убежденная девушка, и слушать1 ее2 было3 интересно4.

(А. Чехов)

До берега было около1 двухсот2 шагов.3

(И. Тургенев)

Половина1 окон2 выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи.

(А. Чехов)

Каждый1 из нас2 держал свое ружье над головой.

(И. Тургенев)

Никто1 из них2 не хотел начинать разговор первым.

(С. Крутилин)

Торжественным маршем прошли батальон1 за батальоном2 со своими3 боевыми4 знаменами5.

(М. Горький)

Млечный1 Путь2 вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

(А. Чехов)

Лощина эта имела вид почти правильного пути с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько1 больших2 белых3 камней4.

(И. Тургенев)

Сорок1 лет2 будет ему3 еще не скоро.

(А. Чехов)

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите написанную ниже схематическую запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Нужно найти предложения, подлежащее в которых выражается цифровым ответом 12.

Учащиеся записывают только те предложения, которые соответствуют цифровому ответу. Примечание: чтобы получить цифровой ответ, ученик должен назвать цифру (или несколько цифр подряд), которая стоит над словом, выполняющим, по его мнению, функцию подлежащего. Цифровой ответ — результат составления цифр, но не их сумма! Например, в предложении На усадьбе росло много1 ракит2 подлежащее много ракит. Над словом много стоит цифра 1, над словом ракит — цифра 2, поэтому цифровой ответ 12.

Учитель. Назовите самое короткое и самое длинное подлежащее в этих предложениях.

Самое короткое слушать, самое длинное — около двухсот шагов.

Учитель. Составьте орфографическую цепочку, включив в нее слова с одинаковыми орфограммами из первого и второго упражнения.

Каждый ученик составляет свою цепочку. Можно провести работу на конкурсной основе: чья цепочка длиннее?

Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором есть все виды главных и второстепенных членов.


Упражнение 3

Антони Ван Левенгук из голландского города Дельфта, занимавшийся торговлей, заинтересовался шлифованием стекол и научился делать линзы, которые давали увеличение в 300 раз. Множество людей приезжало к торговцу мануфактурой, чтобы увидеть таинственный мир микроскопических организмов. Приезжал к нему и царь Петр Первый.

Еще пять тысяч лет назад в Египте (не)ведомый художник изобразил на фреске труд виноделов. В каждом доме Древней Греции подавался к столу сыр. С (не)запямятных времен хозяйки квасили капусту.

Все знали, как это делается. Но (ни)кто не знал, почему киснет капуста и створаживается молоко. Для людей существовал только тот мир, который они видели, а совсем рядом был иной, (не)ведомый мир.

(По В. Писаревскому и Г. Ильину)

Учитель. Прочитайте переставленные местами части текста. Восстановите их правильную последовательность, ориентируясь на подлежащие в предложениях. В каждом предложении первой части должно быть подлежащее, выраженное именем существительным. В каждом предложении второй части должно быть подлежащее, выраженное местоимением. В предложениях третьей части должно быть подлежащее, выраженное словосочетанием.

Учащиеся выполняют задание в парах, записывают части по вариантам, выделяют подлежащие.

Учитель. Составьте формулу к словам со скобками. Расскажите об их написании. Подберите к составленной формуле слова из текста с другими орфограммами.

Задание можно выполнять в парах.

Учитель. Назовите подлежащее, противоположное по характеристике согласных подлежащему это.


6. Итог урока

Учитель. Скажите, о каком члене предложения мы говорили на сегодняшнем уроке, и обобщите полученные о нем сведения.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]