Однородные члены предложения (повторение изученного в 8 классе)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Однородные члены предложения (повторение изученного в 8 классе)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На карточках запись:

1. Сыплет черемуха снегом

Зелень - - - и - - -.

(С. Есенин)

2. Ты меня ====, =====

Разве я немного не красив?

(С. Есенин)

3. Нивы сжаты рощи голы

От воды------ и------- .

(С. Есенин)

Справка: не любишь, в цвету, туман, сырость, росе, не жалеешь.

Учитель. Познакомьтесь с необычной записью строк из стихотворений С. Есенина и справкой к ним. Сформулируйте задание к упражнению.

Используя слова из справки, нужно восстановить строки из стихотворений С.Есенина. Для этого необходимо правильно установить их синтактическую роль. В первом отрывке пропущены дополнения, во втором - сказуемые, в третьем - подлежащие.

Учащиеся совместно с преподавателем восстанавливают стихотворные строки. Правильный вариант:

1. Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

2. Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?

3. Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость


2. Дополнительные вопросы и задания

1. Какое из написанных предложений можно выделить и почему?

2. Укажите предложение, в каждом слове которого есть одинаковая орфограмма.

3. К слову сырость подберите другое слово такой же части речи, с таким же количеством морфем и звуков.


3. Определение темы и цели урока

Учитель. Укажите одинаковые синтаксические конструкции во всех написанных предложениях. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учащиеся находят однородные члены предложения, формулируют тему. Преподаватель записывает ее на доске.

Учитель. Учитывая тему, поставьте цель урока.

Цель урока: повторить изученный материал об однородных членах предложения; учиться правильно оформлять их на письме и использовать в устной речи.


4. Повторение изученного

Учитель предлагает учащимся вспомнить материал об однородных членах предложения. Составить развернутый план. Сделать краткое сообщение по плану.


5. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Прародительницу современной вилки увидела за столом венецианского правителя приехавшая погостить к нему византийская принцесса это было на исходе второго десятилетия одиннадцатого века. Но только через семьсот лет вилка вошла в повседневную жизнь просвещенной Европы.

Пища европейцев была в основном твердой, ее резали на куски и подавали к столу. Куски брали руками. Вилка же долго считалась предметом роскоши ее считали прихотью богатых и извращенных людей. Духовенство видело в этом нововведении воплощение дьявола и его нечистых каверз. В монастырях до восемнадцатого века строго-настрого запрещалось приобретать вилки и пользоваться ими.

Всеобщему признанию вилки по мнению некоторых исследователей помогли огромные кружевные воротники вошедшие в моду в последней четверти семнадцатого века. Вилка понадобилась, чтобы за едой не пачкать воротников.

Учитель. Продолжим разговор об однородных членах предложения и разных, окружающих человека предметах. Прочитайте текст. Обратите внимание на имеющиеся в нем синтаксические конструкции. Сформулируйте письменное задание в соответствии с темой урока.

Слушаются предлагаемые учащимися варианты заданий. Например: написать часть текста, в каждом предложении которого имеются однородные члены предложения.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Укажите сходство и различие однородных членов первого и последнего предложений написанной части.

2. Найдите одинаковые синтаксические конструкции в ненаписанных частях текста. Расскажите о знаках препинания при них.

3. Какое синтаксическое явление осталось без пары? (Неоднородное определение.)

4. Расскажите о написании слов в неопределенно-личных предложениях, объединив их по орфограммам.


6. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Познакомимся с новым словарным словом. Вы его узнаете, выполнив ряд моих заданий:

1) найдите корень в слове присвоить; исключите из него согласную, обозначающую глухой твердый звук;

2) добавьте сравнительную степень от слов плоский, плоско;

3) присоедините суффикс и окончание слова приключение.

Какое это слово?

Это слово воплощение.

Выявляется лексическое значение слова воплощение. Осваивается его написание. Характеризуется как часть речи. Выясняется его морфемный состав.


7. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 2

Итак человека окружают разные вещи: мебель, одежда, утварь ... . Он приобретает их ... и ценит обычно из-за приносимой ими пользы. Но вещи имеют еще одно важное свойство. Вещи воплощение умения вкусов ... пристрастий своего времени условий жизни общества и его возможностей.

Вещи, иногда единственные материальные свидетели истории. Особенно если речь идет о давно прошедших временах. Вещи не только помогают удовлетворить человеческие потребности. Они учат ... формируют... и мировоззрение.

Учитель. Продолжим разговор об однородных членах. Совместим его со словарной работой. Прочитайте текст. Сформулируйте задание к упражнению.

В указанные ряды однородных членов нужно добавить подходящие по смыслу слова. Поставить недостающие знаки препинания.

Задание выполняется устно совместной с учителем.

Учитель. Напишите только те предложения, которые соответствуют теме урока.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Какое дополнение об однородных членах можно внести на основании только что выполненного упражнения? (Предполагается сообщение об обобщающих словах и рядах однородных членов.)

2. Назовите синтаксические конструкции, кроме однородных членов, которые встречались и не встречались в предыдущем упражнении. Расскажите о знаках препинания при них.

3. Выделите предложения, которые можно объединить по какому-либо признаку.

4. Составьте цепочку из слов с двумя орфограммами.


Упражнение 3

Учитель. Составьте небольшой текст, в котором раскрывается мысль о том, что в вещах воплощаются вкусы людей так, чтобы он соответствовал теме урока.


8. Итог урока

Учитель. Сделайте краткое сообщение об однородных членах предложения.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]