Уточняющие обособленные члены предложения (закрепление)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Уточняющие обособленные члены предложения (закрепление)

Ход урока

1. Мобилизующий этап. Актуализация знаний учащихся

На доске запись:

Аиста гнездо на ветру.

А под ним за пределами бури

Вишен спокойный цвет.

(Басё)

Осенью поздней

Ни один не сравнится цветок

С белою хризантемой.

Ты ей место свое уступи,

Сторонись её, утренний иней!

(Сайгё)

О многих горестях

Все говорит не смолкая

Ветер среди ветвей.

Узнали осень по голосу

Люди в горном селенье.

(Сайгё)

Учитель. Познакомьтесь с чудесными строками японской поэзии. Напишите их в порядке изучения синтаксических конструкций. Поставьте пропущенные знаки препинания.

Учащиеся записывают строки с обращением, обособленным обстоятельством, уточняющим обособленным членом предложения.

Учитель. Прочитайте строки, написанные первыми. Укажите в них синтаксическую конструкцию и знаки препинания при ней. Расскажите изученный о ней материал.

С остальными стихотворными строками проводится аналогичная работа.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Назовите орфограммы из написанных стихотворных строк, которых нет в предложении с уточняющими членами.

2. Укажите имя существительное с наименьшим количеством морфем.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Учитывая вид синтаксической конструкции в последнем предложении, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока: Уточняющие обособленные члены предложения.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: закрепить изученный материал об уточняющих обособленных членах; учиться находить, использовать и правильно оформлять их в устной и письменной речи.


3. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Япония — страна с субтропическим климатом. На всей ее территории за исключением острова Хоккайдо наблюдается два периода ливневых муссонных дождей главным образом в июне и с конца июля до середины сентября.

На территории Японии на четыре больших и множество маленьких островов. Самый северный остров Хоккайдо в древности был малонаселенным и не имел для экономики страны важного значения. К югу от него раскинулся главный остров Хонсю занимающий площадь большую, чем Великобритания.

В Японии нередко ощущаются подземные вулканические толчки. Но благодаря удачному расположению действующих вулканов в стороне от густонаселенных районов последствия извержений за редким исключением не такие значительные. Из-за частых вулканических проявлений дома в Древней Японии строилось из дерева. Они лучше сохраняются во время землетрясений, чем каменные постройки.


№ п/п части текста

Виды уточняющих обособленных членов предложения

1 часть

приложение

приложение



2 часть


обос. допол.

с пред. обст. времени


3 часть



обст. места

обос. допол. с пред.


Учитель. Начнем работу с упражнения, в котором, как и в предыдущем, речь идет о Японии. Прочитайте части текста. Познакомьтесь с таблицей. Сформулируйте задание к упражнению.

Из частей нужно составить текст, ориентируясь на виды уточняющих обособленных членов предложения. Поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание в парах.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Назовите другие обособленные конструкции, кроме уточняющих, в порядке увеличения их количества.

2. Укажите орфограммы, которых не было в предыдущем упражнении. Расскажите правила их написания.

3. Найдите возможно большее количество различий между словами дерево и часто.


4. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Познакомимся с двумя новыми словарными словами. Определите первое из них. Для этого вспомните слово, обозначающее денежную единицу Ирана, равную ста динарам. (Риал.) После второго слога этого слова поставьте корень слова туя. Назовите первое словарное слово.

Это слово ритуал.

Учитель. Второе словарное слово является синонимом слов ритуал, обряд. В нем девять букв, но десять звуков. Какое это слово?

Это слово церемония.

Учитель. Назовите общее лексическое значение слов ритуал и церемония.

Ритуал и церемония — это установленный порядок совершения чего-либо.

Учитель. Представьте данные слова с точки зрения их написания и морфем.

Учащиеся дают орфографическую и морфологическую характеристику словарных слов.

Учитель. Составьте предложение с любым из данных слов. В нем должна идти речь о Японии. Оно должно соответствовать теме урока.

Учащиеся представляют свои варианты предложений о японских ритуалах, включив в них уточняющие обособленные члены. Предложения записывают, выделяя и характеризуя уточняющие члены.


5. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 2

В классический комплект чайных принадлежностей входило двадцать четыре предмета. Каждый предмет вносили в комнату отдельно по очереди. Церемония состояла из тридцати семи различных действий исполнявшихся точно по правилам без отступлений. Например подать гостю чашку полагалось с поклоном и обязательно левой рукой. Сахар в терпкий церемониальный чай не клали. Это считалось грубостью и оскорблением для прекрасного напитка.

Чаепитие — один из любимых ритуалов японцев. Он сложился в XV в. Для его проведения в каждой состоятельной семье отводилась особая комната, где проходила церемония. Она отличалась небольшим размером и простотой обстановки. Украшением ее служили цветы в вазе даже один цветок.

Учитель. Прочитайте части текста, в котором идет речь об одном из любимых ритуалов японцев. Установите их правильную последовательность. Ориентируйтесь на их смысл и наличие во второй части синтаксической конструкции, которая на этом уроке встретилась только в данном упражнении.

Учащиеся устанавливают порядок частей по смыслу и наличию во второй части вводного слова. Задание выполняется устно.

Учитель. Сформулируйте письменную часть здания. Не забывайте о теме урока.

Нужно написать восстановленный текст. Поставить недостающие знаки препинания. Выделить уточняющие обособленные члены предложения. Установить их вид.

Задание выполняется самостоятельно.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Выделите одно из уточняющих обособленных членов предложения. Обоснуйте свой ответ.

2. Выполните синтаксический разбор предложения, в котором есть обособленное определение.

3. К орфограммам, которые вы выделяли в предыдущих упражнениях, добавьте слова с такими же орфограммами из последнего упражнения.

4. Назовите слова с таким же количеством звуков, как в слове семье.


6. Итог урока

Учитель. Сделайте короткое сообщение об уточняющих обособленных членах предложения. Приведите примеры только на те случаи, которые на сегодняшнем уроке не были проиллюстрированы.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]