Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Обращение и знаки препинания при нем
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
1. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Чем-то вас мне попотчевать старцы честные!
2. Дни стояли тихие прохладные море серебристыми зеркалами терялось в туманных весенних далях.
(И. Бунин)
Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня.
Учитель. Прочитайте две группы предложений. Скажите, какое предложение можно перевести из второй группы в первую по нескольким признакам одновременно.
Из второй группы в первую можно перевести предложение Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. В этом случае первую группу составят предложения простые, односоставные, распространенные, с обращениями. Все они из произведений А. С. Пушкина. Во второй группе останется сложное предложение, сложносочиненное с однородными и неоднородными определениями.
Учащиеся записывают предложения с обращениями, рассказывают о знаках препинания при них.
Задание к упражнению:
Из слов написанных вами предложений сформируйте три группы с одинаковым количеством слов, но с разными орфограммами.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Еще раз обратимся к составленной группе предложений. Назовите их общий признак, неизменно сопровождаемый пунктуационным действием, и сформулируйте тему урока.
В каждом предложении этой группы имеется обращение, которое всегда выделяется знаками препинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Обращение и знаки препинания при нем.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что в определенной степени вы с обращением уже знакомы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: вспомнить, что такое обращение; расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нем; учиться выделять обращения в устной и письменной речи.
3. Изучение нового материала
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
(М. Лермонтов)
Отпусти меня, родная, на простор широкий!
(Н. Некрасов)
Встречающие, будьте осторожны!
Учитель. Прочитайте предложения. Сравните имеющиеся в них обращения с обращениями ранее выполненного упражнения. Скажите, из скольких слов может состоять обращение, для чего оно служит, и сформулируйте определение этого языкового явления.
Учащиеся выполняют задание, преподаватель при необходимости корректирует их ответы.
Учитель. Определите, форму какого падежа имеет обращение и с какой интонацией оно произносится.
Учащиеся дополняют сведения об обращении.
Учитель. Скажите, какие из этих обращений можно назвать распространенными, а какие — нераспространенными.
Учащиеся отвечают.
Учитель. Обращения чаще всего используются в устной речи и в письмах. В устной речи они служат для привлечения внимания к собеседнику и для выражения отношения говорящего к собеседнику. Еще раз посмотрите на последние три предложения. Скажите, словами какой части речи выражаются такие обращения.
Учащиеся выполняют задание.
Пой, баян, чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля.
(А. Сурков)
Дружная идешь ты с нами осень.
(С. Щипачев)
Учитель. Прочитайте эти два предложения. Выделите в них обращения. Определите, чем они отличаются от обращений предыдущей группы и где обычно они употребляются.
Учащиеся выполняют задание. Делают вывод.
Учитель. Используя все примеры с обращениями, ответьте на следующие вопросы:
1. В какой части предложения могут находиться обращения?
2. Какими знаками препинания выделяется обращение в предложении?
3. В каком случае обращение выделяется восклицательным знаком и как при этом оформляется предложение?
Учащиеся анализируют необходимые предложения и отвечают на вопросы.
Учитель. Обобщите все сказанное на уровне об обращении.
Учащиеся выполняют задание, знакомятся с соответствующим материалом учебника.
4. Закрепление изученного
Упражнение 1
Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые.
(А. Пушкин)
Опять я ваш о юные друзья.
(А. Пушкин)
Так пей каштан лучи и соки, расти, обласканный весной, назло врагам шуми высокий на радость нам цвети родной.
Простите мирные долины, и вы знакомых гор вершины, и вы знакомые леса, прости небесная краса, прости веселая природа.
(А. Пушкин)
Родная мать отец-старик привет сыновний свой вам шлет меньшой из пятерых по почте полевой.
(А. Твардовский)
Простите мирные дубравы Прости беспечный мир полей и легкокрылые забавы столь быстро улетевших дней Прости Тригорское где радость меня встречала столько раз.
(А. Пушкин)
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите данную к ним дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.
Нужно написать предложения в порядке уменьшения в них количества обращений. Поставить недостающие знаки препинания.
Задание выполняется сначала совместно с учителем, затем в парах или индивидуально.
Учитель. Что нового об обращении вы узнали из этих примеров.
Учащиеся рассказывают об употреблении частицы о перед обращением и о специфике оформления обращения на письме в этом случае, а также об особенностях постановки знаков препинания, если обращения соединяются неповторяющимся союзом и.
Задания к упражнению:
1. Выделите обращения, которые отличаются от всех остальных. Ответ обоснуйте.
2. Найдите возможно большее количество различий в словах опять и природа.
Упражнение 2
Друзья мои прекрасен наш союз!
(А. Пушкин)
О снег мягка твоя печальность.
(Н. Доризо)
Приди ко мне любезный друг.
(М. Лермонтов)
Край любимый Сердцу снятся скирды сена в водах лонных.
(С. Есенин)
Играйте же дети растите на воле, на то вам и красное лето дано.
(Н. Некрасов)
О юность где ты?
Ты не пой соловей под моим окном.
(А. Кольцов)
Край мой Солнце весеннее встретив птичьим гамом и шорохом трав просыпаешься ты на рассвете за спиной пограничных застав.
(Н. Старшинов)
2 : 2 : 2 : 2
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.
Нужно объединить предложения попарно в зависимости от особенностей имеющихся в них обращений. Поставить недостающие знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание в парах, повторяется материал об обращении.
Задания к упражнению:
1. Сделайте синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.
2. Укажите слова с орфограммами, которые есть в предложении О снег, мягка твоя печальность (выполняют учащиеся первого варианта).
3. Назовите слова с орфограммами, которых нет в этом предложении, предварительно сгруппировав их. (Выполняют учащиеся второго варианта).
Упражнение 3
Охотники за растениями вам следует опасаться вредных ядовитых растений, которых очень много на лугах, в лесу и в поле. В соке многих растений содержится очень сильный яд. Юные друзья, вы, наверное помните растение стрихное, из которого в тропических странах добывали яд «кураре» для отравления стрел. На наших полях тоже много ядовитых растений различных семейств например лютиковые лютик ветреница калужница купальница; лилейные ландыш вороний глаз и многие другие. Даже с культурными растениями товарищи нужно осторожно обращаться: у гречихи ядовиты цветки у томата и табака — стебли. Поэтому, охотясь за полезными растениями, нужно брать и использовать только те, которые вам хорошо известны. Неизвестных растений и их ягод дорогие мои употреблять не следует. Не нужно жевать первую попавшую под руку травку. Неизвестные вам растения могут оказаться ядовитыми и могут вызвать не только серьезные заболевания, но и смерть.
Учитель. Прочитайте текст. Рассмотрите дополнительные записи к нему. Сформулируйте задание к упражнению.
Из текста нужно исключить предложения, в которых нет обращений. К ним добавить подходящее по смыслу предложение с обращением, которое заканчивало бы этот текст. Вставить пропущенные знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание в парах или группах.
Задания к упражнению:
1. Укажите неповторяющиеся синтаксические особенности каждого предложения написанного текста.
2. Назовите слова с орфограммами, которые отсутствуют в обращениях, но имеются в других словах текста.
3. Назовите имена существительные, в которых имеется не менее двух фонетических особенностей. (Яд, ягод и т. д.)
5. Итог урока
Учитель. Расскажите об обращении, включив в сообщение весь материал, использованный нами на уроке.
Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.