Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
УПОТРЕБЛЕНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ
Цели:
1. Закрепление умения ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении.
2. Закрепление умения преобразовывать прямую речь в косвенную
3. Орфографический повтор.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ваши диалоги или рассказы (2-3 высказывания-диалога).
II. Творческое задание.
Учитель: История, отрывок из которой мы сейчас запишем, рассказал К. Г. Паустовский (сборник изложений для экзамена в 9 классе, текст № 20).
Однажды, нарвав букет неизвестных ему цветов, он столкнулся с необычной реакцией встречавшихся ему людей. Девушки, проходившие мимо, заулыбались и кричали вслед «спасибо». Потом встретилась старушка.
Далее мы запишем.
Увидев меня, старушка остановилась, всплеснув руками, запела:
Ой, милок! И до чего же это чудесно, что ты мне встретился на пути!
- За что же меня благодарить, бабушка? - спросил я
- Ишь притворённый, - ответила старушка и хитро покачала головой. - Уж будто ты и не знаешь! Сказать я тебе не могу. Но ты иди своей дорогой, повстречай побольше людей на пути.
Задание: попробуйте сжать текст, преобразовав диалог в косвенную речь. Например: Старушка начала благодарить за то, что я ей повстречался, и советовала идти не торопясь. Но тайны цветов не раскрыла.
Подобное задание - сжатие текста (сжатый пересказ) - есть в заданиях к изложению на письменном экзамене в 9 классе.
III. Самостоятельная работа.
Запишите под диктовку. Преобразуйте прямую речь в косвенную, осуществляя сжатие текста.
Только в деревне загадка разъяснилась. Раскрыл мне её председатель сельсовета Иван Карпович, человек строгий и деловой. Но он имел склонность к краеведению и историческим изысканиям, как он выражался, в «масштабах своего района».
Это вы нашли редкий цветок, - сказал он мне. - Называется «приточная трава». Есть такое поверье - да не знаю, стоит ли его разоблачать? - будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям - спокойную старость. И вообще – счастье.
Иван Карпович засмеялся:
- Вот и мне вы попались навстречу с «приточной травой», пожалуй, и мне будет удача в моей работе.
Помочь учащимся в определении красной строки, для выделения абзаца, вставной конструкции.
IV. Домашнее задание:
доделать задание, § 39 прочитать.